Послушать известного столичного эксперта в области макроэкономики собрались полторы сотни предпринимателей. Наряду с частными предпринимателями и владельцами совсем небольших компаний пришли и представители крупного бизнеса.
Отметим, что лекция известного аналитика была лишь финальной частью большого мероприятия для членов «Клуба клиентов» Альфа-Банка, а Наталия Орлова стала не единственным специальным гостем. В Екатеринбург приехала целая делегация топ-менеджеров банка, чтобы встретиться с местным бизнесом и обсудить все острые вопросы напрямую.
В Hyatt было многолюдно. Бизнесмены в кулуарах знакомились и обсуждали насущные проблемы. |
Свободных мест в зале почти не осталось. Всего на заседание «Клуба клиентов» банка пришло порядка 150 человек. |
В первой части топ-менеджеры банка отвечали на все каверзные вопросы своих клиентов, все недочеты фиксировали, а конструктивные предложения записывали. |
А вопросов и пожеланий накопилось много. Клиентам пообещали обновить интерфейс интернет-банка и усовершенствовать мобильные сервисы. |
На мероприятии презентовали и все возможности делового «Клуба клиентов» банка. Как таковой клуб существует уже год, но до сих пор он работал исключительно в формате дисконтного клуба.
«Мы объединили крупных и известных на рынке поставщиков услуг и товаров для бизнеса и дали нашим клиентам возможность получать их товары и услуги с существенной скидкой. Например, одна компания занимается доставкой воды, другая — поставкой оргтехники, третья предлагает офисную недвижимость в аренду. Предприниматель, имея счет у нас, может снять и обустроить офис с хорошим дисконтом, получить юридическую консультацию — все, вплоть до интернета и доставки воды. Получается, что стоимость обслуживания в банке компенсируется экономией на ежедневных тратах», — объясняет основную идею клуба начальник управления массового бизнеса Альфа-Банка в Екатеринбурге Сергей Возчиков.
«Начинался проект всего с 20-ти участников, которые проводили операции на 500 тысяч рублей, — вспоминает Денис Осин, директор по продажам и дистрибуции Альфа-Банка. — А сегодня у Клуба Клиентов в Екатеринбурге 33 партнера, больше тысячи клиентов банка воспользовались их услугами и ежемесячно эта цифра только увеличивается. И я вас уверяю, что данная тенденция будет только расти». В нашем городе партнерами клуба стали, например, СКБ-Контур и группа правовых компаний «Интеллект-С». |
Одним из главных событий минувшей встречи стала лекция одного из ведущих российских экспертов в области макроэкономики — Наталии Орловой.
Наталия Орлова в 2007 году была признана лучшим аналитиком банковского сектора, в 2008 году — наиболее цитируемым аналитиком по рейтингу компании «Медиалогия». Сегодня входит в тройку лучших аналитиков по экономике России (рейтинг Extel). |
Один из главных трендов, который отметила аналитик на встрече с бизнесменами, — снижение темпов роста экономики почти по всем фронтам и неготовность предпринимателей строить далекоидущие планы и вкладываться в инвестиционные проекты.
«В прошлом году произошло замедление практически по всем экономическим показателям. Темп роста ВВП очень сильно просел, рост розничной торговли снизился до 3,9% с прежних 6,3%, инвестиции и вовсе ушли в минус. Бизнес предпочитает не расширяться. Большая нестабильность валютного курса заставляет компании урезать инвестпроекты и отправлять свободные деньги на валютные депозиты в попытке заработать хотя бы на переоценке», — констатировала Наталия Орлова.
Отчасти такое положение дел объясняется еще и тем, что за последние 15 лет объем прибыли компаний снижается, а доля оплаты труда, напротив, растет. Рабочая сила дорожает и у компаний просто не остается свободных средств на развитие. Но есть в этом и плюс — уровень потребления растет, как следствие — розничная торговля чувствует себя хорошо.
Население по-прежнему склонно потреблять: доходы продолжают расти и большую их часть люди тратят, а не сберегают. Уровень потребления и розничной торговли сегодня на 20% выше, чем был в 2008 году. |
Мы воспользовались случаем и в перерыве спросили местных предпринимателей, куда бы они направили свои деньги, чтобы сохранить сбережения, а куда — чтобы заработать? Настроения в аудитории оказались более оптимистичными, чем на федеральном уровне — они готовы делать инвестиции в свой бизнес: закупать оборудование, учиться и расширяться.
Павел Радукин, директор сети тайских спа-салонов «Чанг»:
— Я считаю, что просто сохранять деньги бессмысленно. Надо направлять их в недвижимость и развитие бизнеса, расширение сети и ассортимента. Мы в 2008 году так и поступили и спокойно пережили период нестабильности. Помню, как тогда некоторые коллеги ударились в панику, испугались и заняли выжидательную позицию. А кто не ждал у моря погоды и продолжал работать, тот спокойно выжил. Мы в 2008 году быстро переориентировались на другую категорию — премиальный сегмент. Сегодня думаем о расширении сети.
Дмитрий Леванов, бренд-агентство SRM:
— Просто сохранить? Зачем?! Нужно приумножать. Надо вкладываться в активы и производство и ни в коем случае не использовать чисто финансовые инструменты, вроде депозитов. Шаткая ситуация сейчас, совсем непонятно, что будет с рублем. Я бы просто закупил рекламные конструкции, станки для производства наружной рекламы и оборудование. Если что-то случится, это всегда можно продать. В худшей ситуации продать можно будет лишь за половину стоимости. Но если держать деньги в сейфе или на депозитах — можно и полностью их лишиться.
Дарья Омарова, директор компании «Риконта» (бухгалтерия на аутсорсинг):
— На данный момент актуально бизнес-образование. Я, например, пошла учиться на финансового директора. Будь у меня достаточный объем денег, чтобы открыть новый бизнес, я бы над этим тоже задумалась. Но просчитала бы прежде, что будет выгоднее: открыть цветочный магазин или положить на депозит в банк под 7% годовых.
Юрий Попов, сеть магазинов одежды больших размеров «Размер плюс»:
— Я работаю в розничной торговле и напрямую чувствую, что сейчас активность и платежеспособность покупателей немного снизилась. Определенные кризисные явления есть. Куда вкладывать деньги в такой ситуации? Единого решения нет. На мой взгляд, не надо складывать все яйца в одну корзину: часть направить в бизнес, часть во вклады, а если останется — в недвижимость и в развитие. При этом, если денег на инвестиции в развитие бизнеса не хватает, можно и кредитными ресурсами воспользоваться. Не разделяю мнения, что сейчас не время для кредитов. Чтобы в будущем хорошо заработать, сегодня можно и занять. И ставки меня вполне устраивают.
Такое поведение предпринимателей прежде всего говорит о том, что малый и средний бизнес по психологии потребления очень схож с населением, считает главный экономист Альфа-Банка. Логика такая: пока есть деньги, их лучше потратить. Человек и так собирался купить холодильник, а тут еще курс доллара и евро скакнул, и он решает совершить все крупные покупки побыстрее.
«Я не могу судить, правильное это поведение или нет, когда предприниматели в период нестабильности свободные деньги предпочитают вложить во что-то материальное — оборудование, товары. Но нужно отметить, что это стало одной из причин, почему у нас экономический рост в последние месяцы не замедлился. В марте были очень плохие настроения и все ждали, что экономика пойдет вниз. А на деле этого не произошло», — объясняет Наталия Орлова.
По прогнозам эксперта, в ближайшие 3–5 лет экономика будет расти, но гораздо меньшими темпами — по 1,5–2% в год (в сравнении с прежними 5–7%). Но это не катастрофически низкий уровень, он вполне сопоставим с ростом экономик европейских стран.
Подобные масштабные мероприятия для участников «Клуба клиентов» в регионах раньше никогда не проводили. Но опыт Екатеринбурга показал, что идея удачная. |
«Мы будем проводить такие встречи регулярно. Возможно, организуем даже более масштабную конференцию, — говорит начальник управления массового бизнеса Альфа-Банка Сергей Возчиков. — Нам очень важно получать обратную связь от наших клиентов. Мы, в свою очередь, можем дать предпринимателям полезные знания и аналитику рынка, полезную для принятия правильных управленческих решений. Особенно это важно в нестабильной экономической ситуации».
Организаторы отмечают, что проведенное мероприятие – только «первый шаг», здесь была реализована лишь часть идей. Впоследствии планируется сделать такие встречи не только регулярными, но и постепенно сместить акцент на общение предпринимателей между собой. Потому что самая главная идея клуба – это установление деловых контактов между бизнесменами, которые являются клиентами Альфа-Банка. Это будет выгодно в первую очередь, самим представителям малого бизнеса, так как риски при общении с контрагентами в этом случае будут сведены к минимуму, плюс партнеры готовы делать «одноклубникам» специальные предложения.