Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Привет бутлегерам: свердловское правительство зачистит рынок мелких алкомаркетов

лев ковпак
27 марта 2014, 12:57
Фото: Сергей Панин; 66.RU
На столе у областного премьера Дениса Паслера лежит постановление, которое может изменить алкогольный рынок до неузнаваемости.

Уже в ближайшее время должно быть подписано постановление правительства «Об установлении на территории Свердловской области дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции». Суть документа проста: в области больше не должно остаться мелких торговых точек, торгующих алкоголем. При этом ограничения в документе прописаны достаточно подробно, на шести страницах (с полным текстом можно ознакомиться здесь).

Опрошенные Порталом 66.ru ритейлеры особое внимание обращают на два пункта в данном документе: запрещающий продажу алкоголя в нежилых помещениях, которые ранее были жилыми, а также вводящий ограничение на реализацию спиртных напитков в магазинах, площадь которых меньше 150 кв. метров. По сути этим требованиям не соответствует большинство мелких (в том числе сетевых) алкомаркетов. По оценкам участников рынка, около 40% несетевых магазинов расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов, переведенных из жилых.

В Нижнем Тагиле уже ужесточили правила продажи алкоголя, но это лишь подстегнуло развитие серого рынка.

Дмитрий Чамовских, директор сети алкомаркетов «Семь пятниц»:

— Эти меры неэффективны. Просто убьют всю несетевую розницу, останется только сетевая и федеральная. Они по сути уничтожат легальную розницу, которая имеет лицензию, отчитывается. Тех, кто торгует с рук, из-под полы, это постановление не касается. Поверьте, лицензия достается очень тяжело, стоит достаточно дорого, а потому никакая сеть алкомаркетов не станет ей рисковать.

Г-н Чамовских подмечает также, что данный документ фактически лишит жителей свердловских деревень возможности покупать алкоголь легально в магазинах, поскольку их там попросту не останется.

Участники «Общественного комитета по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции» упирают на то, что бюджет может лишиться значительных поступлений. К примеру, по их расчетам, каждый несетевой магазин ежегодно перечисляет 650 тыс. рублей налогов, плюс к тому бюджет потеряет около 40 млн рублей, получаемых от продажи лицензий. Еще 390 млн рублей казна недополучит из-за закрытия части из 55 компаний.

Больше года назад в киосках и небольших павильонах запретили продавать пиво. В результате в Екатеринбурге появились больше 100 небольших алкомаркетов.

Дмитрий Чамовских:

— Странно, что одна государственная организация разрешает переводить из жилых в нежилые, а затем вводят запреты на торговлю. У нас очень мало помещений в городе, которые изначально были построены для торговли. Именно поэтому очень много сменивших статус.

По экспертным оценкам, в Екатеринбурге работает порядка 120 сетевых алкомаркетов, плюс к тому есть множество одиночных торговых точек. Наиболее крупные сети — «Семь пятниц» и «Красное и белое». Отметим, что небольшие алкомаркеты стали массово открываться после того, как крепкий алкоголь, а затем и пиво запретили продавать в киосках и павильонах, площадь которых меньше 50 кв. метров.

Андрей Фионов, директор по развитию сети алкомаркетов «Будем»:

— Есть ощущение, что попросту хотят зачистить малый бизнес в пользу крупных сетей. Я очень надеюсь, что такую глупость не примут. Не стоит думать, что из-за алкомаркетов стали больше пить. Просто теперь продажи размазываются по большему количеству игроков. Понятно, что крупные сетевые магазины от этого страдают.

Конечно, среди ритейлеров есть и те, кто поддерживает принятие данного постановления. В частности, депутат Заксобрания Лев Ковпак, который ранее был вице-президентом сети супермаркетов «Кировский», убежден, что предлагаемые меры окажутся эффективными, а потребление алкоголя снизится. Он приводит в пример антипивные меры, когда ввели полный запрет на продажу данного напитка в киосках и павильонах площадью менее 50 кв. метров.

Эксперты считают, что до 80% бюджетной водки — подделка. И распространяют ее не сетевые алкомаркеты, а таксисты, которым лицензия для торговли спиртным точно не нужна.

Лев Ковпак, депутат Законодательного Собрания:

— В последний год рынок пива значительно упал, потому что стало значительно меньше точек питания, где можно приобрести данный продукт. С водкой будет точно такая же история, а потому данная мере даст положительный результат. Это нормальная ситуация, когда мы перенимаем положительный зарубежный опыт. Сейчас же количество алкомаркетов просто зашкаливает. Надо опросить тех людей, которые живут в домах, где находятся эти магазины. Вряд ли они радуются тому, что рядом с их квартирами продают водку.

Г-н Ковпак считает, что в Екатеринбурге достаточно свободных вакансий, чтобы трудоустроить работников алкомаркетов, а потому всплеска безработицы при закрытии алкомаркетов не случится. Впрочем, пострадать могут не только алкомаркеты, но и фактически любой продуктовый магазин, даже входящий в сеть.

Александр Оглоблин, собственник сети супермаркетов «Елисей»:

— Я крайне негативно отношусь к этому постановлению. Считаю, что в нем нет логики. Я не понимаю, почему должно быть ограничение по дальности расположения от медицинских, учебных и прочих подобных заведений. Любой человек, открывший языковой центр рядом с моим магазином, может заставить меня закрыть алкогольный отдел. Это полная ахинея.

Г-н Оглоблин отмечает, что детям и так нельзя продавать алкоголь, независимо от близости детских садов и школ: «Дети же ходят везде, а не в радиусе 150 метров».

Александр Оглоблин:

— Если власти считают, что мелких алкомаркетов стало много, то правильно вводить ограничения по площади. Тогда не будет на каждом углу открываться алкогольный магазин.

Ритейлер предполагает, что власти сознательно сжимают рынок продажи алкоголя, поскольку есть идея ввести монополию на реализацию крепких напитков. Однако большинство экспертов считают, что подобные документы появляются лишь затем, чтобы продемонстрировать федеральным властям активность борьбы с алкоголизацией населения. И, пожалуй, тут даже важнее принять документ, а не внедрить его в жизнь. Об этом красноречиво говорит пример Нижнего Тагила, где ряд ограничений уже вступил в силу.

Отметим, что даже в случае подписания постановления процесс закрытия растянется на некоторое время, поскольку лицензии на продажу алкоголя выдаются на несколько лет. Впрочем, ритейлеры в приватных беседах предполагают, что постановление несколько изменят, в частности, исключив из него положения про площадь и жилые дома. Портал 66.ru продолжит следить за развитием ситуации.

Вопрос
Вы стали меньше употреблять алкоголь из-за ограничений на его продажу?
  • 11%
  • 63%
  • 26%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию

Сергей Панин