Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

До последней капли: у свердловского бизнеса отожмут все льготы

25 ноября 2013, 10:55
Колоссальный дефицит бюджета подталкивает свердловское правительство к весьма неприятной процедуре — пересмотру налоговых льгот. Первыми пострадают торговые центры.

Дыра в областном бюджете становится все больше, а потому власти прибегают ко всем возможным способам, чтобы наполнить казну. Хоть каким-то образом. К примеру, забыли об обещании отменить транспортный налог, когда акцизы от продажи бензина превысят их. Мало того, в скором будущем могут и вовсе начать повышать сбор с автолюбителей. По крайней мере федеральный минфин рекомендовал регионам пойти этим путем. Конечно, ранее свердловские депутаты утвердили действующие ставки на три года вперед. Но ведь отменить решение не так уж и сложно.

Сейчас в Заксобрании заседают комиссии и группы, которые должны согласовать окончательный вариант бюджета. Несмотря на то, что все в один голос говорят о надвигающемся кризисе, доходную часть областной казны планируют увеличить примерно на 10 млрд рублей. В итоге дефицит превысит 25,5 млрд рублей. Между тем представители крупнейших налогоплательщиков («Атомстройкомплекс», «Северский трубный завод», УГМК, РЖД, УВЗ) на рабочей группе заявили, что планируют сохранить отчисления на нынешнем уровне или даже уменьшить.

Одним из активных сторонников отмены льгот является Лев Ковпак. Это тем более удивительно, что его отцу принадлежит сеть супермаркетов «Кировский».

Вот и получается, что у свердловского минфина остается один вариант — выжимать налоги с тех, кто сейчас их не платит, пользуясь различного рода льготами. И первыми под раздачу попали торговые центры. Еще больше года назад губернатор Евгений Куйвашев призвал правительство повнимательнее посмотреть на эффективность льгот для бизнеса. И чиновники недолго думая обратили свое внимание на торговые центры. Их в Екатеринбурге много, товарооборот растет с каждым годом, а в бюджет отчисления идут не сказать чтобы очень большие.

Алексей Орлов, вице-премьер свердловского правительства:

— Сегодня они прочно стоят на ногах, но на отчислениях в казну это никак не отражается. Бизнес, на мой взгляд, должен быть социально направленным. Рано или поздно все станем пенсионерами, должны будем получать определенные льготы. Думаю, что депутаты нас поддержат.

По традиции организовали специальную комиссию, которая изучила вопрос. В итоге появилась весьма любопытная записка, в которой на десяти страницах подробно описывается, как екатеринбургские ТЦ экономят на налогах.

Первым делом владельцев недвижимости обвиняют в сознательном уменьшении выручки. К таким выводам эксперты пришли путем простейших математических вычислений.

Из выводов комиссии:

— По данным, представленным ТРЦ «Гринвич», средний размер арендной ставки составляет 2 100 руб. / кв. м в месяц. Исходя из площади, которая сдается в аренду (85205 м кв.), и среднего размера арендной ставки, выручка компании должна быть на уровне 2,1 млрд рублей, что на 88,6% (или 0,9 млрд рублей) больше задекларированной.

По их мнению, ТЦ сознательно занижают официальную стоимость аренды. К примеру, в «КомсоМОЛЛе» 1 кв. м обходится в среднем в 800 рублей, «Алатырь» — 621 рубль, «Парк-Хаус» — 950 рублей, «Мега» — 593 рубля, «Европа» — 1300 рублей. «Таким образом, выручка анализируемых ТРЦ за 2011 год должна была составить не менее 8–9 млрд рублей, что более чем в два раза выше официально заявленной (3,8 млрд рублей)», — резюмируют эксперты.

Представители ТЦ удивлены, что комиссия посчитала выручку центров путем простого перемножения средней стоимости аренды в городе на торговую площадь. «Со многими арендаторами заключаются такие договоры, когда арендная плата зависит от оборота», — объясняет Алексей Мальцев.

Между тем участники рынка, которых опросил Портал 66.ru, искренне удивились выводам комиссии.

Алексей Мальцев, гендиректор компании R.management:

— У меня складывается ощущение, что эти люди не совсем понимают суть бизнеса: взяли какие-то цифры, перемножили и получили какие-то показатели. Основной костяк в торговых центрах составляют крупные российские и международные операторы. С ними заключаются долгосрочные договоры, и все платежи идут только безналичным путем. Здесь скрыть ничего невозможно при всем желании. Представить, чтобы тот же «Стокманн» или H&M стали платить за аренду наличными...

Самая интересная часть документа — анализ эффективности налоговых льгот для ТЦ, которые предоставляют федеральные и региональные власти.

Из выводов комиссии:

— Налогоплательщики дважды получают преференции в виде инвестиционных льгот — заложенные на федеральном уровне (в виде «амортизационной премии» при исчислении налога на прибыль организаций) и на региональном уровне (в виде уменьшения налога на имущество организаций в 100% размере на прирастающие основные средства).

Как следствие, областная казна недополучила от обозначенных выше ТЦ около 90 млн рублей. «Встает вопрос о целесообразности существования налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной законодательством Свердловской области для всех категорий организаций, независимо от их вида экономической деятельности», — делается вывод в документе.

Отдельный упрек ТЦ от комиссии — минимизация налогов за счет различных схем. К примеру, ТРЦ «Фан-Фан» таким образом сэкономил в 2010 году 30,4 млн рублей, ТЦ «Универбыт» — 27,7 млн рублей.

Впрочем, далеко не все представители торговых центров даже знают о наличии льгот.

Сергей Красовский, собственник ТЦ «Универбыт»:

— Я вообще ничего о работе этой комиссии не слышал, к нам никто не обращался. Я совершенно не в курсе, что урезаются какие-то налоговые льготы. Мы ничем подобным не пользовались. Так что отмена этих льгот на нашем бизнесе никак не скажется. Вы открываете для меня новые информационные потоки.

Но эксперты по налоговому законодательству соглашаются с выводами комиссии.

Наталья Шакирова, старший юрист Vinder Law Office:

— Данную льготу вряд ли можно назвать эффективной. Как для организаций: каждый отдельно взятый налогоплательщик экономит совсем незначительные суммы, причем такая экономия длится всего один год (в силу того, что, по сути, законом просто предусмотрена отсрочка уплаты налога на один год по сравнению с установленными сроками). Так и для бюджета области: он теряет весьма ощутимые суммы, хотя никакого дополнительного эффекта для экономики региона, которого бы не было в отсутствие льготы, не наблюдается.

Г-жа Шакирова считает, что данные послабления были своего рода игрой в инвестиционную привлекательность, чтобы показать: власть стремится привлечь предпринимателей для ведения бизнеса в области.

Комиссия считает, что владельцы ТЦ отдают на откуп управляющим компаниям центры ради экономии на налогах.

Евгений Артюх, депутат Заксобрания:

— Эта записка показывает, что бюджет ничего не получает, поскольку торговых центров много, а поступлений мало. Такая ситуация создала возможность для супердоходов владельцев торговых центров. Я не против самой льготы по налогу на имущество, но ею должны пользоваться производственники.

Примечательно, что Заксобрание приняло закон, отменяющий льготы для ТЦ, только лишь в первом чтении, хотя правительство просило сделать это сразу в трех чтениях. Но среди депутатов нет единодушного мнения. Артюх предполагает, что это связано с тем, что часть народных избранников занимается подобным бизнесом.

Очевидно, что до конца года поправки все-таки примут, поскольку 150–200 млн рублей, которые планируется за счет этого выручить для казны, в текущей ситуации весьма существенная сумма. Но для бизнеса плохо даже не это, а то, что тем самым будет запущена машина по массовой отмене льгот. И не исключено, что доберутся в том числе и до малого бизнеса

Евгений Артюх:

— Меня напрягают разговоры, что нужно пересмотреть вообще все налоговые льготы для бизнеса, в частности, для тех, кто использует специальный налоговый режим. Но надо понимать, что поступления от малого бизнеса неуклонно растут, а потому льготы показали свою эффективность. Лучше обратить внимание на неналоговые доходы, в частности, от управления государственной собственностью.

Еще более ситуация для бизнеса осложнится с 2015 года, когда налог на имущество будет начисляться исходя из кадастровой стоимости. Такой порядок уже существует в отношении расчета земельного налога.

Наталья Шакирова:

— Есть основания полагать, что в целях максимального пополнения бюджета в отношении поименованных объектов недвижимости будет устанавливаться кадастровая стоимость, в разы превышающая их реальную рыночную цену. Как это уже происходило (и происходит до сих пор) с земельными участками.

И хотя уже есть судебная практика, когда кадастровая стоимость земли снижается, но использовать эти решения на практике весьма и весьма сложно. Очевидно, что в ближайшие годы бизнесу вновь придется оптимизировать налоговые схемы или, говоря прямо, переходить на серые схемы.