Нашему второму герою, затеявшему открыть собственный бизнес, исполнилось всего 24 года. Закончив УрГЭУ, он пошел работать на завод. Для того чтобы иметь стабильный заработок и спустя какое-то время взять кредит в банке на свое дело.
|
---|
Предприниматель: Юрий Шапоров Бизнес: магазин детской одежды Stillini |
«Я как закончил институт, сразу понял, что хочу работать на себя, а не на дядю, хочу сам создавать рабочие места. Еще когда учился в университете, пробовал получить грант от государства через Центр поддержки малого и среднего предпринимательства, но мой проект защиту не прошел. Потом думал купить работающий магазин одежды, но откуда взять деньги? У меня, конечно, были кое-какие сбережения, однако их было недостаточно», — вспоминает начинающий предприниматель Юрий Шапоров.
В итоге наш герой устроился работать на завод — специально для того чтобы шел стаж, было официальное место работы и белая зарплата. «Так я смог бы взять потребительский кредит и направить эти средства в свое дело, — говорит Юрий. — Пока работал на заводе, времени зря не терял — оценил предложения банков. Пройдя не одну кредитную организацию, случайно узнал о том, что в Сбербанке появилась специальная программа по кредитованию стартапов».
— Кредит в Сбербанке был моим единственным шансом открыть бизнес, не имея внушительной суммы в кармане. Сначала я хотел взять потребительский кредит, но, во-первых, ни один банк не дал бы мне нужную сумму (а это несколько миллионов) да еще на длительный срок. Во-вторых, ставки по потребительским кредитам начинаются от 20%. Я узнавал — мне одобрили бы максимум 500 тысяч. А тут я получил в кредит 2 млн 799 тысяч рублей на 3,5 года под 18,5%.
Щедрость банка объясняется просто: кредит выдан на создание бизнеса по франчайзинговой схеме, так же как и в первом нашем репортаже. Бизнес-модель детально прописана компанией-франчайзером, в ней четко обозначены все необходимые аспекты: требования к помещению, рекомендованный ассортимент товара, ключевые активности. Будущего бизнесмена оценил и банк (с точки зрения благонадежности), и франчайзер (с точки зрения готовности и способности вести конкретный бизнес).
Мы застали нашего героя на стадии открытия магазина. За неделю до того как он открылся для посетителей, на витринах почти все уже было развешено и аккуратно разложено, но работы все равно оставалось много: повесить занавески в примерочных, кое-где разложить оставшийся товар, одеть манекены по сезону…
|
---|
Стартап: магазин детской одежды Stillini |
По словам предпринимателя Юрия Шапорова, с момента появления идеи начать бизнес по франшизе до фактического открытия магазина прошло несколько месяцев. «Я знал, что буду открывать именно магазин одежды, а потому сразу изучил внушительный список одежных франчайзеров, аккредитованных в Сбербанке. Но договориться удалось не со всеми. У кого-то был слишком большой объем первоначальных инвестиций, у кого-то бренд, который совсем не знают на Урале, — рассказывает наш герой. — В итоге остановился на магазине детской одежды Stillini».
|
---|
Основными аргументами в пользу Stillini стало то, что, во-первых, в Екатеринбурге уже есть один такой магазин, а значит — бренд уже известен горожанам. А во-вторых, высокое качество одежды. |
«Я был приятно шокирован, когда узнал, что вся одежда для российских магазинов производится в Екатеринбурге, на собственной фабрике Stillini. Это значит, что нам, екатеринбуржцам, вдвойне повезло: сроки доставки товара минимальные и расходы на транспортировку тоже. При этом фирма швейцарская, так что и местное производство построили по европейским стандартам качества», — говорит новоиспеченный владелец магазина.
|
---|
«Одежду у меня можно найти на разный кошелек. Но, независимо от цены, сделана она на совесть, по европейским стандартам. Для меня было важно найти именно такого поставщика, потому что я знаю, что одежду для детей выбирают с особой тщательностью — у самого младшие братья есть. Куртки, штаны, кофты — все должно выдержать испытания даже самого шустрого непоседы, иначе и брать не будут». |
Так же как и нашему первому герою, с поиском помещения Юрию Шапорову повезло — площадка нашлась быстро. Но она оказалось значительно меньше стандартов: 60 вместо рекомендуемых 100 кв. метров. «Объяснял франчайзеру, что Ботаника — район молодой и перспективный, и аудитория здесь как раз нужная — молодые семьи с детьми. Доказывал, что новый торговый центр «Ботаника-молл» — подходящее место. Посмотрите сами — тут одни детские магазины: огромный магазин игрушек, детская обувь и одежда, детское кафе… Это значит, что сюда люди будут целенаправленно приходить именно для того, чтобы одеть-обуть свое чадо. Да, проходимость пока не самая большая в городе, но зато аудитория — целевая, из 10 человек 9 приходят сюда именно за детскими товарами», — рассказывает предприниматель. Франчайзер с доводами согласился.
Согласование помещения — это только полдела. Его нужно было еще привести в надлежащий вид. Бизнес по франчайзингу накладывает определенные обязательства: нужно не только продавать определенный товар, но и придерживаться жестких стандартов в оформлении помещения и сервисе.
Чтобы уложиться в смету по ремонту, Юрий нанял знакомых строителей. Но выиграв в деньгах, потерял во времени. «Думал, раз уж знакомые — проблем не будет. Оказалось, еще как будут. Работать никто не хочет, успевать в сроки — тем более. Обещали сделать все максимум за 10 дней — а делали дней 18. Две недели строители только приступали к работе. А потом за ними пришлось еще самому доделывать кое-какие мелочи: сам натягивал декоративные тросы, прикручивал вешалки, подвешивал кондиционер к потолку. А что делать? Ведь это мой бизнес», — говорит Юрий.
|
---|
Для ремонта помещения Юрий нанимал строителей. Но некоторые вещи пришлось доделывать самому — где гвоздь вбить, где подкрасить. |
На ремонт ушла существенная сумма — 300 тысяч рублей. Еще порядка 200 тысяч ушло на кассовое и торговое оборудование. Самая внушительная статья расходов — товар. «Из 3,5 миллионов больше половины (2 млн 160 тысяч рублей) ушло на закупку товара. Но я бы не называл это тратой, скорее, вложением денег. Купленные сегодня свитера и пуховики завтра принесут мне доход», — считает Юрий.
Еще 160 тысяч рублей наш герой должен был отдать торговому центру за первый месяц аренды, но заплатил в десятки раз меньше: «Мне сделали скидку на первый месяц работы: я заплатил всего 10 тысяч рублей вместо 160. Плюсом на 8 месяцев мне дают поблажку: буду платить не по 160, а по 100 тысяч. Это существенная экономия, особенно на старте».
После открытия наш герой не собирался сам работать за прилавком магазина… Но другого выхода не осталось. «Найти продавца оказалось не так-то просто. На испытательный срок я предложил зарплату 15 тысяч, никто не пошел. Вакансий на рынке много, зарплату можно найти и выше. Но я тоже не могу платить сразу много денег человеку, в котором не уверен. Дилемма», — резюмирует начинающий бизнесмен. «Я ведь не жадный, если будут продажи хорошие, то и зарплату подниму, — уточняет он. — Сейчас как раз продумываю программы лояльности и мотивации для своих сотрудников».
|
---|
«У меня было три кандидата на должность продавца. Один человек устроился на другую работу, не дождавшись открытия, второй пропал и не берет трубку. Третий человек сегодня должен был выйти, но как видите — не вышел. Снова придется искать». |
По плану Юрия, в магазине должно работать четыре продавца, по два в одну смену. «Оформлять всех буду по-белому. Лично для меня так проще, пусть я буду платить социальный налог, но зато все будет честно. Не хочу я лишних проблем с законом, уж лучше пусть совесть будет чиста и спать можно будет спокойно», — с воодушевлением говорит наш герой.
Юрий вообще оказался воплощением предпринимательского оптимизма и уверенности. Когда речь заходит о будущем магазина, в его глазах — ни искры сомнения, ни тени страха: «Персонал найти? Найдем! Налоги заплатить? Заплатим! Кредит? Еще раньше срока погашу, вот увидите».
— С завода уволишься? — спрашиваю Юрия.
— Я взял отпуск на две недели, чтоб спокойно открыться. А в принципе, меня устраивает мой график: работаю день — ночь, потом отсыпной и выходной. Цикл — четыре дня, три дня из них я свободен и могу делать все что захочу. Первое время буду совмещать. Решил для себя, что до февраля поработаю, а там посмотрим.
— Но сейчас отоспаться-то тоже надо…
— На том свете отоспимся. Уж лучше я буду свой бизнес поднимать, чем валяться на диване и работать на кого-то. Я на 99,9% уверен, что у меня все получится хорошо. Но не дай бог, если что-то пойдет не так, кредит все равно как-то надо будет отдавать, поэтому пока работаю.
— Наметил себе контрольную точку, когда поймешь, зря затеял стать предпринимателем или нет?
— Есть другая контрольная точка — в какой срок магазин успеет окупиться. Рассчитываю, что это произойдет за год. План такой: за год погашаю кредит, выхожу по своим затратам в ноль и имею 2 млн рублей в оборотных средствах. Магазин на этом этапе продолжает существовать без меня, а я займусь развитием сети — не хочу останавливаться на одном магазине. Планирую открыть вторую точку в феврале. Думаю, все это будет не так сложно сделать.
|
---|
Юрий уже четко представляет, как будет работать его магазин. Главные элементы в этой картине — счастливые дети и довольные родители: «Вот здесь будет стоять ваза с конфетами — буду угощать всех маленьких посетителей. А здесь воздушные шары — буду их вручать каждому карапузу, даже если родители на этот раз ему ничего не купили». |
— Какие главные задачи стоят перед тобой сегодня?
— Найти продавцов — раз. Установить эквайринговое оборудование, чтобы покупатели могли расплачиваться банковскими карточками, — два. Участвовать в детских праздниках, которые проводит торговый центр, — три.
— Что сейчас дает тебе бизнес?
— Радость. Помню, когда открыл коробки с товаром, обрадовался — мне так сильно понравилась одежда, которую я буду продавать. Мне нравится здесь все, вплоть до гвоздика и вешалки — это мое. Я представляю, как буду работать, какие у меня будут хорошие продавцы, как я буду платить им хорошую зарплату. Представляю, как тут будут бегать детишки, как будут радоваться их родители и они сами, когда подарят ребенку обновку. Я уже чувствую эту социальную ответственность за людей, которых найму. И мне приятно это чувство ответственности. Именно предвкушение этой будущей радости заставляет меня работать, каждый день приходить сюда ни свет ни заря, раскладывать одежду, наряжать манекены, разбираться с бухгалтерией…
— А усталость?
— Есть немного. Но это начало. В начале всегда тяжело.
Фотографии: Дмитрий Горчаков; 66.RU