Раздел Бизнес
15 ноября 2013, 09:03

Дневник предпринимателя. Начать бизнес с нуля и выжить спустя полгода

Дневник предпринимателя. Начать бизнес с нуля и выжить спустя полгода
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Мы начинаем масштабный спецпроект. С этого дня редакция 66.ru будет следить за судьбой нескольких начинающих бизнесменов. Смогут ли они работать в российских реалиях?

Тема поддержки и развития малого бизнеса обсуждается везде и всюду. Политики и законодатели обещают, что «жить станет лучше, жить станет веселей». На деле «лучше и веселее» получается не всегда. Из законодательных инициатив принимается лишь часть, а из банкиров, обещающих кредитовать начинающих бизнесменов, держат слово единицы...

Мы запускаем проект, в котором будем отслеживать судьбу предпринимателей, недавно открывших свой собственный бизнес. С какими сложностями им придется столкнуться и как они с ними будут справляться — читайте в наших отчетах дважды в месяц.

Поиграем в бизнес?

Представляю вам нашего первого героя: Антон Бриткарь, в феврале 2013 года открыл в Екатеринбурге магазин игрушек «БЕГЕМОТиК». Спустя полгода бизнес продолжает работать. Пока особой прибыли нет, но и убытков тоже. Для полугодовалого бизнеса — уже успех.

Предприниматель: Антон Бриткарь

Бизнес: магазин игрушек «БЕГЕМОТиК»

Открылся: февраль 2013 года

Это не первый опыт предпринимательства для Антона. За плечами уже есть попытка создать бизнес в сфере пассажирских перевозок. «Я подкопил денег, взял кредит на себя и купил маршрутку. Нанял водителя и пустил по одному из городских маршрутов. Целый год пытался, но так ничего и не заработал. Понял, что это бизнес очень непростой, да и вложений требует много. Закрылся», — рассказывает Антон.

Первый блин комом, решил наш герой и не отказался от идеи начать свое дело. Прокручивал в голове разные варианты. «В августе прошлого года мне пришло SMS-сообщение от банка, в котором я раньше брал кредит. Обычно я их сразу удаляю, а тут зацепился: речь шла о кредите на открытие бизнеса, — вспоминает Антон. — Думаю: как так? Нигде не дают деньги, если полгода бизнес не продержался, а тут Сбербанк такую сказку обещает… Не поверил, решил сам проверить — зашел на сайт. Оказалось, действительно, есть программа, по которой дают кредит на открытие бизнеса по франчайзинговой схеме или типовому бизнес-плану. Есть список аккредитованных франчайзеров: выбирай, договаривайся, регистрируйся, находи помещение и получай деньги».

Наш герой просмотрел внушительный список франчайзеров и типовых бизнес-планов (а в нем более 70 моделей для открытия бизнеса) и сразу приметил себе магазин игрушек: «В детстве, видимо, не хватило, так хоть сейчас наиграюсь». После этого Антон отправился в банк, узнал подробности, взял все материалы с информацией об условиях кредита и ушел домой — обдумать. Думал долго, но спустя три месяца все-таки решил: надо рискнуть и попробовать.

Стартап: магазин игрушек «БЕГЕМОТиК»

Объем инвестиций по типовому проекту: 1 511 650 руб.

Объем инвестиций реальный: 1 250 000 руб.

Из них собственных средств: 250 000 руб.

Объем средств по кредиту «Бизнес-старт»: 1 000 000 руб.

Срок кредита: 42 месяца (3,5 года).

Срок окупаемости по типовому плану: от полугода.

Срок окупаемости по факту: пока бизнес не окупился, в ходе проекта мы будем следить за тем, когда это произойдет.

«Я позвонил в компанию, которая предоставляет франшизу, — головной офис сети «БЕГЕМОТиК» в Тольятти. Там, конечно, обрадовались и сказали «конечно, открывайся!». Я с опасением говорю: «Откроюсь в самый «мертвый» сезон — после Нового года. Может, подождать?». А они в ответ: «Все будет нормально, мы во всем поможем», — вспоминает Антон. И все завертелось...

Место делает кассу

Завертелось все по плану. Прежде всего наш герой отправился в банк и заполнил анкету на получение кредита, спустя несколько дней получил предварительное одобрение. Затем запросил все необходимые документы у франчайзера и приступил к поиску помещения. По стандартной процедуре, на следующем этапе каждый заемщик найденное помещение должен согласовать с компанией-франчайзером, а затем вновь вернуться в банк. Кредитная организация примет окончательное решение по кредиту и зачислит деньги на расчетный счет бизнесмена. Собственно, все: забирай деньги — начинай работать! Остается только своевременно платить за кредит, а оперативные вопросы бизнесмену поможет решить франчайзер.

Если на старт бизнеса денег нет, то их можно занять у банка. Сегодня в банках есть специальные программы для кредитования стартаперов (например, «Бизнес-старт» в Сбербанке). Среди требований к заемщикам — отсутствие предпринимательской деятельности в течение последних трех месяцев и наличие как минимум 20% собственных средств.

На первый взгляд все достаточно просто и понятно. И если кредит получить — не проблема, то найти помещение — один из самых сложных пунктов в этой цепочке.

Антон Бриткарь, индивидуальный предприниматель:

— Иногда на поиск помещения уходит по полгода, но мне повезло. На то, чтобы найти подходящее место, потратил две-три недели, и всерьез рассматривал всего два варианта. Первый — в районе автовокзала — там хорошее помещение с большой площадью, но арендная плата — неподъемная для меня. 160 тысяч рублей за 100 кв. м, а потом цену подняли до 200 тысяч. Такие цены съедят бизнес через пару-тройку месяцев, это точно. Второй вариант — вот это место, где сейчас работает магазин. Оно чуть меньше по площади, но значительно дешевле по аренде: 52 тысячи.

Магазин занимает 87 квадратных метров в районном торговом центре на Посадской, 45. Это чуть меньше, чем требует франчайзер: по стандарту, для открытия магазина необходимо как минимум 100 кв. м. А потому Антону пришлось предварительно доказать, что здесь стоит открывать бизнес. «Я сам жил одно время в этом районе и все тут знаю. Район спальный, рядом аллея, по которой все гуляют, в этом торговом центре большой продуктовый магазин, куда почти все жители района ходят закупаться, тут же мебельный отдел, прачечная… Перед входом есть парковка. В общем, хорошее место скопления людей», — рассказывает он. Однако одних слов франчайзеру мало, необходимо было предоставить цифры.

«Я приезжал к торговому центру и считал, сколько людей заходит в здание в течение часа. В результате смог оценить реальную проходимость торгового центра утром, днем и вечером, в будни и в выходные. На это ушло несколько дней. Посчитал, хватит ли мне такого потока, чтобы магазин хорошо стартовал. Понял, что сверхприбыли сразу не будет, но работать можно. И хорошо. Отстоял помещение, доказал, что запущу бизнес, и получил одобрение от франчайзера», — объясняет наш герой.

Чтобы понять, какова реальная проходимость торгового центра, Антон несколько дней провел у входа в ТЦ и посчитал каждого, кто входил.

Помещение найдено и одобрено, нашему герою, как мы писали раньше, оставалось только получить деньги в банке. На получение окончательного одобрения по кредиту ушло 3–4 дня. В копилке Антона тогда было 250 тысяч рублей — на первый взнос, банк выдал еще миллион. Итого общий объем инвестиций в открытие магазина составил 1 250 000 рублей. Поручителем выступила жена.

Кредит можно получить единоразово (сразу всю сумму) или выбирать частями в течение месяца. Антон выбрал более подходящий для него вариант: «Деньги поступали на расчетный счет в Сбербанке планомерно. Допустим, вам надо оплатить торговое оборудование — вы предоставляете договор с компанией-продавцом и счет на оплату, после этого банк переводит необходимую сумму на счет. И так каждый раз. Признаться честно, не очень удобно постоянно приезжать в банк с поручителем, запрашивать необходимую сумму. Но есть весомый плюс — проценты начисляют только на ту сумму, которая была выдана, а не на всю сумму одобренного кредита. Всю сумму можно выбрать в течение месяца», — объясняет технологию предприниматель.

Рабочий день по 12 часов

На этом спокойная жизнь заканчивается. На несколько месяцев точно. «Мне досталось хорошее помещение — ремонт делать не пришлось. Но мы и без того намучились: приходили к 6–7 утра, а уходили за полночь. Все торговое оборудование собирали сами, весь товар (а это полторы тысячи наименований) раскладывали сами», — вспоминает Антон.

Когда пришла первая партия товара, пришлось звать на подмогу друзей и семью. Все согласились и поддержали не только словом, но и делом.

Планограмму помещения по размерам бесплатно готовит компания-франчайзер. На месте собирать все пришлось своими руками.

«Перед открытием волновались — старт бизнеса пришелся на постновогодний сезон. Спрос на игрушки резко возрастает в сентябре и держится вплоть до Нового года. А после — идет спад до следующей осени. Мы открывались 8 февраля. Я прекрасно понимал, что просто повесить табличку «Открыто» и ждать покупателей — мало. Нужно было их чем-то привлечь. Задумали устроить детский праздник: наняли аниматоров, взяли костюм бегемота у франчайзера, заказали шоколадный фонтан, расклеили афиши по подъездам ближайших домов. Потратились, но привлекли к себе внимание», — рассказывает предприниматель.

«На детском празднике в честь открытия собралось человек 30. Мы ждали больше, но это тоже результат. Зато торговля пошла сразу».

Только открылся — а уже должен

На запуск магазина ушли все деньги, полученные в банке. Сразу же нужно было заплатить за два месяца аренды, закупить торговое оборудование.

Из обязательных платежей также — ежемесячный платеж по кредиту и налоги. Банк предоставляет отсрочку по выплате основного долга на полгода, начинающий бизнесмен в первые шесть месяцев может платить только проценты по кредиту. У Антона платеж в первые полгода составлял около 15 тысяч рублей.

Налоговая таких каникул начинающим предпринимателям не дает.

Антон Бриткарь, индивидуальный предприниматель:

— Бизнес так устроен, что первое время расходы намного больше доходов. Причем это касается не только расходов на товары, аренду помещения, выплату кредита. За год нужно заплатить еще 24 тысячи рублей — это только страховой взнос. Плюс налоги. Я выбрал упрощенку, пока открывался — сильно потратился, поэтому первая декларация, к счастью, будет нулевая.

Однако большая часть средств уходит, конечно, на товар.

Основная статья расходов предпринимателя, начинающего бизнес в торговле, это закупка товара.

«Когда делал первую закупку, был в растерянности. Чем играют современные дети, о каких машинках и куклах мечтают, понятия не имел. Пришлось ориентироваться на свой вкус: примерял к себе, чем бы сам стал играть».

С игрушками для мальчиков было проще: роботы, трансформеры, машинки, вертолеты, оружие…

А вот с девочками оказалось гораздо сложнее. Барби, например, для них уже прошлый век. Подавай им кукол-монстров: кукла-вампир, кукла-франкенштейн со шрамами по всему телу… Да-да, сегодня это самый писк игрушечной моды.

Не обошлось и без промахов. Например, в первый раз Антон заказал несколько коробок дешевых китайских игрушек.

«Такие машинки и мотоциклы стоят 35 рублей. Понятное дело, что ломаются они через 5–10 минут. Я не хочу, чтоб мои покупатели думали, что у меня в магазине весь товар такого низкого качества. Больше такие брать не буду», — рассказывает о своих ошибках Антон.

Или, к примеру, 3D-бассейны, которые так удачно разрекламировали по телевидению, так и не продались. Жарких дней летом было не так уж много.

По условиям франшизы, закупать товар нужно в головной компании. У предпринимателя есть право дополнить ассортимент любым другим товаром, но сторонняя продукция не должна превышать 10% от всего ассортимента. Цену также определяет компания-франчайзер, предприниматель может лишь немного ее корректировать или устраивать распродажи и акции.

С кадрами — беда

«Перед открытием казалось — ну, начнем работать и будет проще», — вспоминает Антон. Но проще, конечно, не стало. 12-часовой рабочий день фактически таким и остался. Сам магазин работает с 10 до 20 часов плюс несколько часов для наведения порядка на витринах, работу с документами — все это время Антон проводил в магазине. Первое время был и продавцом, и кассиром, и маркетологом, и мерчендайзером. «Ассортимент не знал, процессы не понимал, поэтому два месяца сам работал каждый день. Когда понял, какие клиенты приходят и чего они хотят, стало ясно, какой к ним нужен подход и какой должен быть продавец», — говорит он.

После двух месяцев ежедневной работы в магазине, без выходных и перерывов на обед, Антон наизусть знает каждую игрушку. Полторы тысячи наименований товаров — и все держит в голове.

Только спустя два месяца решил нанять продавца. Но найти сотрудника оказалось непросто. «Хорошему продавцу нужна хорошая зарплата. А у меня откуда большие деньги? К тому же для меня было важно, чтобы у продавца были свои дети. Можно набрать девушек по 18 лет, но они же ничего не понимают в игрушках, у них другие интересы. В магазин приходят люди, у которых есть дети, им по 25–40 лет, а перед ними молоденькая девчонка. Конечно, у нее совета спрашивать не будут. А если их встречает женщина, настоящая хозяйка, то и доверия к ней больше», — рассказывает Антон.

Продавца наш герой все-таки нашел. Но и сам по-прежнему выходит работать несколько раз в неделю.

Бизнес полгода спустя

С момента открытия магазина прошло полгода. К этому времени сам Антон стал отцом, а магазин вышел в ноль, когда доходы сравнялись с затратами. Сделать это было непросто. Кредитные деньги закончились в первый месяц, поток клиентов рос медленно — не сезон. Первые месяцы магазин вообще работал в минус. В сентябре затраты выросли: теперь предприниматель платит полноценный взнос по кредиту в банк (а это 38 тысяч рублей). Но и сезон начался, так что доходы должны вырасти.

— Не страшно? Вы открылись больше полугода назад, а прибыли до сих пор нет…
— Я понимаю, что на раскрутку магазина нужен минимум год. Конечно, некоторым, наверное, и удается окупить бизнес за меньший срок. Я тоже думал, что за полгода отработаю вложенные деньги, открою еще один магазин... Теперь понимаю — реально нужен год. Сейчас у меня уже есть постоянные и новые покупатели.

Для того чтобы магазин начал приносить прибыль, нужен как минимум год, считает наш герой.

— Когда вы вышли из минуса и поняли, что торговля пошла?
— Я до сих пор этого не понял. Жду, что покажет сезон. Самое главное сейчас — нет спада по выручке. В среднем в день это 7–8 тысяч рублей. Этого мало для магазина с таким ассортиментом. Но все впереди, самое сложное — это продержаться первый год. Проще его пережить, если у тебя есть не только кредитные средства, но и подушка безопасности на то, чтобы покрыть 2–3 месяца работы бизнеса. У меня такая денежная подушка была.

— По вашим ощущениям, когда выйдете в плюс?
— После Нового года. Надеюсь, что выручка в сезон не только покроет все текущие расходы по аренде, закупке нового товара и зарплате, но и позволит развиваться. Я хочу сделать небольшой ремонт, украсить белые стены, хочу нанять второго продавца, провести несколько необычных рекламных акций: гонки на радиоуправляемых танчиках или вертолетах например. Идей много... А денег пока на все не хватает. В общем, жду, что будет дальше.

Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru