Раздел Бизнес
8 мая 2013, 08:00

Изнанка бизнеса: как разводят молодоженов

Портал 66.ru продолжает серию интервью, в которых мы вскрываем все незаметные особенности уральского бизнеса. На этот раз в центре внимания самый «горький» бизнес — свадебный.

Какими бы широкими ни были свадьбы на Урале, а рынок этот до сих пор довольно узкий. «У всех все схвачено», лишняя откровенность, особенно в вопросах финансовых, не приветствуется. Наш герой добрый десяток лет крутится в этой среде. Если подсчитать все свадьбы, которые он видел и в организации которых принимал участие, счет приблизится к 5 сотням. На условиях анонимности он согласился рассказать, кто и каким образом с помощью вашего праздника набивает свой кошелек.

Девочке сделали предложение и… ровно в этот момент у нее отключается мозг. В этом вся беда. Собственно, в таком состоянии гибернации сознания большинство невест, а иногда и женихов, пребывают вплоть до завершения свадебных торжеств. Впарить им можно все что угодно. Вторая беда, которая играет на руку продавцам, страсть к безвкусице и излишнее, на мой личный взгляд, почитание традиций.

Сразу скажу, дальше речь пойдет о крайностях. Но именно эти крайности помогают продавцам всей свадебной бутафории неплохо заработать на молодых супругах.

Магические слова «выходи за меня» и все их синонимы сразу включают в голове девушки секретную кнопку. Как правило, это кнопка «выкл». В состоянии отключенного сознания делаются все последующие покупки и приготовления к свадьбе.

В России образ невесты зачастую извращают до маскарадного костюма а-ля баба на чайник. Проблема наших людей в том, что они покупают не то, что сделает их красивыми, а то, что принято. Пышное платье, фата, диадема… Идет вам это или нет — в свадебном салоне продавцы будут убеждать, что это непременно нужно. «Ой, как вам хорошо! Примерьте еще диадему. Нет-нет, к фате это будет совсем не лишним! Перчаточки, накидка… Жарко? Ну, вы же сами знаете, какое на Урале лето!». Помню, у меня была невеста, ей лет 30, она не худенькая и в этом кринолине смотрится, как большое пирожное. Спрашиваю: «Зачем тебе все это?». «Ну, как же? Я такое платье больше никогда не надену! Да и как все вокруг узнают, что я невеста?». Естественное желание продавцов продать как можно больше тут не встречает никаких препятствий в виде здравого смысла.

В итоге ради сомнительного изящества тратится по 70–80 тысяч рублей, за редким исключением ценник опускается ниже 30 тысяч рублей. Прибавьте к этому чек за макияж, прическу, наращивание ресниц, ногтей…

На свадьбе главное не перепутать невесту с тортом.

Жених в выборе одежды, напротив, куда более скромен. Бывали у меня случаи, когда в ЗАГС шли в выпускном костюме. На выходе получаем невесту — свадебный торт и жениха-школьника.

Безусловно, все мы понимаем и принимаем тот факт, что свадебный наряд — одноразовый, и каждый сам решает, сколько он хочет на него потратить. Другой вопрос — уже эстетического характера: нужен ли каждой невесте кринолин, фата, перчатки и прочее?

Лимузины нередко списанные, чуть подтюнингованные авто. Издалека — шикарный автомобиль. Вблизи — полный бардак. Дело в том, что лимузины очень часто на один день берут несколько заказов, и иногда салон просто не успевают почистить и проветрить.

«В наш лимузин входит 12 человек! А в наш — 20!» — кричит реклама транспортных компаний. Физически они, конечно, влезут, но зачем превращать шикарный автомобиль в маршрутку, непонятно. Сама идея роскоши убивается на корню. А проезд в таком почти общественном транспорте обойдется молодоженам недешево — 3–4 тысячи рублей в час.

Приплюсуйте сложности с парковкой и маневрами на дороге. Весной возле орджоникидзевского ЗАГСа неоднократно наблюдал, как водитель лимузина высаживает пассажиров на противоположной стороне дороги: не может форсировать трамвайные рельсы, покрытые наледью. И вот вся свадебная процессия по весенней слякоти переходит дорогу и пешком добирается до места.

Резюме: лимузин — бездумное вложение денег, если вы намерены упаковать в него всех своих гостей. Плюс ко всему рискуете получить автомобиль «с душком» прогорклого шампанского от прошлой свадьбы.

Первое место в параде наиглупейших трат — украшение для машины из воздушных шаров. Когда вам продают это чудо инженерной мысли, никто, конечно, не скажет, что шарики во время движения трутся друг об друга и лопаются. Таковы законы физики. И вот спустя полчаса за свадебной машиной волочатся цветные тряпочки вместо воздушных шаров.

Или вот еще абсурдный пример: на красивый ретро-автомобиль — «Чайку» 1961 года — навесили китайские, обмотанные целлофаном (а вдруг дождь!) кольца. На мой взгляд, безвкусица. Ценник на безвкусицу начинается от 500 рублей и может доходить до 2,5 тысяч, а то и выше.

Эксклюзивный свадебный танец — профанация. Максимум, что будет у вас эксклюзивного, — это музыка. А все движения одинаковы. Поверьте моему опыту, 90% танцев начинается с того, что жених, заломив руку за спину, выходит к невесте. Затем они сходятся, расходятся, снова сходятся, поддержка, поворот… Редкое исключение, если ваш танец не такой. Танцевальные школы, хоть и пишут в рекламе «постановка эксклюзивного свадебного танца», как правило, просто имеют в арсенале две-три заготовки — вальс, танго или румба. Цена вопроса в районе 5 тысяч за курс (5–6 занятий).

Эксклюзивный танец молодоженов только на первый взгляд кажется эксклюзивным. Почти у всех он одинаковый.

Номер в гостинице для молодоженов иногда выглядит ужасно. Искусственные лепестки роз на кровати (натуральные могут оставить следы на простыни), сердца и голубки, за булавочки прицепленные над кроватью, и бутылка советского шампанского — вы действительно этого хотите?

ЗАГСы предадут меня анафеме за этот текст. Но не сказать об этом нельзя. Пожалуй, еще никто не превзошел ЗАГСы в искусстве впаривания своих услуг. Молодоженам говорят: идите сюда, делайте то-то. И молодожены послушно идут и делают все, что говорит ЗАГС. А ЗАГС на этом неплохо зарабатывает.

Например, создавая препятствие фотографу, который приходит с парой, они навязывают своего фотографа. А фотографы при ЗАГСах, к сожалению, шедевров не делают, хотя все условия для этого у них есть. Нет только одного — конкуренции. Поэтому на выходе мы получаем абсолютно шаблонные кадры. Всё как под копирку: фотообои вместо фона, кондовые позы и выброшенные на ветер деньги…

Высокохудожественные фото из ЗАГСа? Не, не слышали.

А зал художественного фото? Это же зал антихудожественного фото! И не важно, что у пары уже была фотосессия в шикарных интерьерах. Им сказали: «Идите!», вот они и пошли. ЗАГС для них — орган административной власти, там надо слушаться. Они вообще не отражают, что происходит вокруг. Даже те, кто на второй, третий раз проходит эту процедуру, крайне растеряны. Достучаться до сознания в этот момент очень сложно. Еще сложнее отговорить бабушек и дедушек раскошеливаться на фотографии из ЗАГСа: ведь от фотографа снимков ждать месяц, а так хочется «фотографию внученьки прямо сейчас поставить в рамочку и любоваться».

Подсчитаем средний чек за сопутствующие услуги ЗАГСов: 5-минутный ролик с регистрацией брака — 1500 рублей, 2 комплекта напечатанных фотографий с регистрации и диск с оригиналами фото — 2200 рублей, комплект фотографий из зала художественного фото — 4000 рублей. Второй комплект обойдется дешевле, но только выкупив два комплекта, можно рассчитывать на диск с исходниками. Итого около 10 тысяч.

Дорогие фотографы — это правильно. Честно скажу, иногда съемки дорогого и дешевого фотографа могут значительно не отличаться. Не потому, что дорогой фотограф схалтурил, а потому что бюджетный тоже может снять хорошо. Однако бывают непредвиденные условия, которые станут камнем преткновения для новичка, а более дорогой фотограф, в силу своего опыта и наличия хорошего оборудования, справится.

Плюс ко всему, дорогой фотограф с именем гарантирует вам, что вы вообще получите свои фотографии. Тот же, кто берет минимальную сумму, может с вашими фотографиями и деньгами исчезнуть сразу после свадьбы.

Наняли дешевого фотографа? Будьте готовы к тому, что ваши фотографии пропадут, а сам фотограф исчезнет, как дым.

Экономьте на времени, а не на качестве. Лучше взять дорогого фотографа ненадолго, чем дешевого на всю церемонию. Зачем брать фотографа на всю шести-восьмичасовую программу? Хоть убей, не понимаю! Регистрация, постановочная фотосессия и, может быть, первый час на банкете, когда все гости хороши и свежи, — этого вполне достаточно. Всегда хочется спросить молодоженов: вам реально нужны фотографии, на которых упитанный мужчина, одевшись лебедем, изображает танец балерины? Или еще один перл: «А сколько будет кадров? 300? Этого мало! Нам нужно 700!». Куда вы их денете? Солить будете? На грамотном выборе времени для съемок можно сэкономить до 50% расходов на фотографа.

Последняя тенденция свадебной моды — фотографирование с кроликами. Вроде как символ плодородия, хорошая примета. И все бы ничего, но часто люди только воображают себе приятные белые комочки. В реальности, да простят меня заводчики кроликов, на фотографиях они выглядят жутко: испуганные, с красными глазами, так и норовят вырваться и поцарапать невесту.

Тамада — это не более чем говорящая голова для молодых и гостей. Безусловно, он нужен, но далеко не всегда нужен самый дорогой. Многие ведущие праздников используют сценарии старой закваски. Чтение стихов, никому ненужные переодевания бедных и замученных гостей — и за это дерут втридорога. Самый завалящий тамада берет минимум 7 тысяч за свадьбу. Человек со звездной фамилией за 5–6 часов работы — от 25 тысяч. В последнем случае платить приходится за имя. В мире свадеб никто ничего нового не придумал, сценарии кочуют из рук в руки, со свадьбы на свадьбу. Изменения — в деталях.

Тамада, как шампунь 2 в 1, приходит со своим музыкальным сопровождением и танц-программой.

Музыкальное сопровождение, как правило, у каждого тамады свое. В придачу молодым попытаются всучить непонятные восточные танцы, поющую девочку, мальчика, играющего на скрипке или банджо, и даже целые ансамбли. Цена за пару-тройку песен или номеров на свадьбе вдвое выше обычной. Если девочка-танцовщица в обычном клубе отработает два часа за две тысячи, то на свадьбе она обойдется тысяч в пять. В итоге чек за тамаду — это уже не 25, а 35 тысяч. Плюс ко всему, на плечи молодых ложится покупка подарков для розыгрышей тамады. Ни один тамада сам не будет ничего покупать для свадьбы.

Банкета не будет! И такое может случиться. Если молодожены внесли аванс и забронировали определенную дату, это еще ничего не гарантирует. За неделю до свадьбы могут огорошить: ваша дата занята. Так мы же бронировали, вносили аванс, пригласили гостей!.. Заберите аванс — вот и весь ответ. Или цена может увеличиться в полтора-два раза. Тут как в детском стишке: за время пути собачка могла подрасти. Это существенные затраты, если учесть, что в среднем цена начинается от 1000 (в кафе) и 2000 (в ресторане) на человека.

За время пути стоимость банкета могла подрасти …

Подмена напитков — совершенно обыкновенное дело. Заказывали красное французское, а на столе — красное, но краснодарское. Во время свадебных торжеств выяснять, конечно, никто ничего не будет. А сэкономленная копеечка свалится в карман владельца ресторана.

Беда в том, что достойных площадок очень мало. Подумаешь, о них плохо отзовется один клиент. К ним все равно очередь. Это расхолаживает.

Бюджет каждой конкретной свадьбы зависит от кошелька каждой конкретной семьи. Но всегда найдутся желающие поучаствовать в разделе семейного бюджета еще не организовавшейся семьи. Продавать будут все: меховую накидку к летнему платью, диадему, фату и шляпку сразу, дешевые китайские украшения на ретромобиль, псевдоэксклюзивный танец, танцовщиц и певцов «на сдачу»… На мой взгляд, важно не гнаться за самым дорогим и самым дешевым и почаще вспоминать о том, чего вы действительно хотите. Платье «как принято» или то, которое вам идет? Пафосный автомобиль или комфортный для гостей? Тысячи фотографий с банкета или красивую фотосессию? Целое цирковое представление или просто грамотного ведущего на свадьбе? В целом, если пропустить первый этап с отключением мозга, то и развести молодоженов будет сложно.

Иллюстрации: кадры из м/ф «Летучий корабль»
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.