Он рассказал Порталу 66.ru, куда идет мировая экономика и почему свободная торговля больше не является ее двигателем.
Насколько быстро до столь крупной конгломерации, как Свердловская область, докатится эхо нестабильности в глобальной экономике?
Сейчас мы переживаем период смены тенденции. Я думаю, что глобализация достигла своего пика, и мы приближаемся к моменту выборочной деглобализации. Чем раньше она дойдет до Урала, тем будет лучше.
В чем заключается процесс деглобализации и что его вызвало?
На мой взгляд, катализатором стали недавние успехи Китая в развитии рыночной экономики. Тот, кто интересуется историей, знает, что это не первая волна мировой деглобализации. Мы уже проходили через это в период с примерно 1850 по 1910 год. После этого наступил кризис 1929 года, затем в начале 30-х годов все решили, что нужно успокоиться. Мира, как мы помним, достигнуть не удалось, началась вторая мировая война. Джон Мейнард Кейнс, известный английский экономист, написал в 1933 году статью, в которой говорил: «Я вырос в убеждении, что принцип свободной торговли – это принцип, которого стоит придерживаться. Но теперь я прихожу к выводу, что это не так. Со временем люди начинают размышлять, что, быть может, наличие хорошо оплачиваемой работы гораздо важнее свободной торговли». И тогда Кейнс высказал мысль – «Пусть наши товары производятся дома». Развивая ее, отмечу, что, возможно, сегодня странам более разумно развивать собственное предпринимательство, чем способствовать развитию иностранного.
Получается, что вступление в ВТО – это тенденция вчерашнего дня, а железный занавес, внутреннее производство и потребление – это единственный гарант от потрясений мировой экономики?
В каком-то роде да, но важно помнить, что процесс деглобализации должен быть избирательным, и очень важно обеспечить свободное привлечение денег. Вступление в ВТО действительно можно считать угасающей тенденцией, и в таких условиях для Урала было бы неправильно подхватывать течения вчерашнего дня и вставать на путь глобализации.
И все-таки, когда волна нового мирового кризиса накроет региональные экономики и как они могут защититься от нее?
В каком-то смысле то, что сейчас переживает евро, - это повторение ситуации с рублем, которая возникла в 1990-е года. Тогда очень много внимания уделялось финансам, а производство потеряло приоритет. Так что сегодня есть еще одна причина стимулировать реальную экономику и низкий спрос. В этом плане хороший пример показали те же китайцы. Когда интерес к их продукции среди американцев и европейцев снизился, они начали вкладывать огромные средства в инфраструктуру, строительство масштабных объектов. Я считаю, реализация такого же рода крупных проектов поможет России изолироваться от внешних потрясений.
Показуха это одноразовая, пир во время чумы.
ЗЫ "а вы думаете, что
полезные масштабные проекты и инфраструктура
стоит дешево?"
Разве были поводы считать что я так думаю? Полезные тоже были бы не дёшевы, но они приносили бы пользу, а судьба этих либо начинать гнить, за ненадобностью и невозможностью использовать их без тех поводов для которых они строятся, сразу после "гип-гип ура", либо нескончаемо оттягивать ресурсы от более насущного на своё бессмысленное содержание.
Из уже готовых и прошедших – хренапром. Какую он принёс пользу и что с ним делать дальше?
Инфраструктура там была далеко не подходящая – ни дорог, ни энергии, ни жкх ... да ни хрена. Предположим что это всё сделают, но кому всё это будет нужно в таком объёме.
Да ещё и основные объекты строятся, как и хренопром – на болоте и скорей-скорей.