Такой многообещающей фразой (только без вопросительного знака) озаглавлена недавно вышедшая статья в газете «КоммерсантЪ». Одно из последних в России правдивых печатных СМИ пишет о том, что в 2010 году государство определило новый налоговый курс — повышение налогов.
Посленовогодним подарком, который особенно сильно ударит по малому и среднему бизнесу с 1 января 2011 года, является повышение общего размера социальных взносов (в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования) с 26% (для «упрощенцев» — с 14%) до 34%.
Обоснование этого — существенный (и растущий) дефицит этих фондов. И действительно, дефицит настолько велик, что без прямой (доходящей до 50% бюджета ПФ РФ) поддержки федерального бюджета внебюджетные фонды просто перестанут существовать.
Например, предправления Пенсионного фонда РФ г-н Дроздов говорит о том, что «в 2010 году общий объем трансфертов из федерального бюджета составил 1,3 триллиона рублей. Благодаря повышению тарифа страхового взноса до 34 процентов в 2011 году, по нашим расчетам, дефицит снизится в 1,5 раза». То есть Пенсионному фонду в 2011 году не будет хватать всего ничего — менее чем 900 миллиардов рублей. При общей расходной части бюджета ПФР — 4,4 триллиона рублей.
На фоне дефицита Пенсионного фонда РФ в 1,3 триллиона рублей 24,5 миллиарда рублей, выделенные из Резервного фонда для покрытия дефицита Фонда социального страхования в 2010 году, кажутся вообще мелочью. Но и бюджет ФСС на сегодня дефицитен.
Проблема, собственно, не в дефиците фондов; и внебюджетные фонды, и само государство и раньше жили при дефицитных бюджетах. Я хочу сказать не об этом.
На фоне всех этих цифр осталась почти без внимания фраза министра финансов Алексея Кудрина, который два месяца назад высказался абсолютно определенно: «После повышения страховых взносов в следующем году дефицит (Пенсионного фонда) уменьшится на 875 млрд рублей, но с 2013 года дефицит снова вернется к величине 1 триллион 100 миллиардов рублей».
Получается, что повышение взносов — это мера, не позволяющая достичь той цели, для которой она принимается.
То есть и бизнес в стране существенно пострадает от увеличения налоговой нагрузки, и бюджет Пенсионного фонда РФ всего через два года вернется к тому же — дефициту, от которого стремился уйти.
А что же (и главное — зачем?) делают президент РФ и правительство? А они принимают решения, увеличивающие расходы государства. В ближайшее время стартует преобразование милиции в полицию, что неизбежно потребует дополнительных расходов, кроме того, президент РФ заявил о модернизации армии.
Более того, при дефицитном бюджете страны масштабность проектов Владимира Путина и Дмитрия Медведева потрясает воображение: ребрендинг милиции (миллиард рублей только на смену табличек на райотделах), упомянутая выше модернизация армии (на которую потребуется 22 триллиона рублей до 2020 года), АТЭС-2012, Олимпиада-2014, Чемпионат мира — 2018, а также иные незапланированные льготы, которые получат избиратели перед выборами 2011 и 2012 годов.
В такой ситуации слова замминстра финансов РФ Сергея Шаталова о том, что «ставится задача выйти на бездефицитный бюджет», воспринимаются почти как абсурдная шутка.
В итоге с одной стороны — цена на нефть в декабре 2010 года преодолела отметку 91 доллар за баррель. С другой стороны — по итогам ноября 2010 года в Резервном фонде осталось 1,28 триллиона рублей, а в Фонде национального благосостояния — 2,76 триллиона рублей.
Лучше бы вместо размазывания соплей про то как все плохо, разъяснили сущность изменений и конкретные последствия для бизнеса.
Вы, видимо, неправильно меня поняли. Не Пенсионный фонд идет на покрытие дефицита бюджета, а наоборот. Из федерального бюджета покрывается дефицит Пенсионного фонда, причем эти вливания составляют до 50 % всего Пенсионного фонда!
ПФР - формально внебюджетный фонд. Но это только на бумаге. А реально бюджет и ПФР - сообщающиеся сосуды.
Дело в том, что государство как раз и не говорит - "как все плохо"... Телеэфиры Путина и Медведева смотрели? Там сплошной оптимизм и бодрость... экономика растет, все проблемы решаются... а реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере - как минимум аварийная.
Это понятно, но не очень увязывается с тем, что есть негосударственные пенсионные фонды, они ведь из бюджета РФ не финансируются?
Боже упаси