Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Об отмене внутренних паспортов

25 ноября 2010, 11:39
Колонка
Надоело доставать из широких штанин дубликатом бесценного груза.

Чуть больше месяца осталось до Нового года, после которого вступят в силу изменения в «Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета». Институт прописки начали не спеша демонтировать. И впервые зазвучала тема отмены внутренних паспортов. Чиновники Федеральной миграционной службы не исключают этого в будущем.

Уважения к институту прописки и внутреннему паспорту у меня, к сожалению, не сформировалось с молодости. В начале 90-х годов я однажды символически изрезал в советском паспорте страницы, предназначенные для штампиков о прописке. На огрызках этих страничек я собрал автографы Владимира Шахрина, лидера рок-группы «Крематорий» Армена Григоряна, политика Григория Явлинского. Во время смены советского паспорта на российский офицер МВД спросил меня, разглядывая искромсанные страницы: «Что это такое?». «Это протест против института прописки», — ответил я. Офицер закурил, выпустил дым в потолок и промолвил: «Радуйся, прописку скоро отменят». Это «скоро» уже растянулось на полтора десятилетия.

На самом деле во внутреннем паспорте страницы для прописки — самые главные. Их, кстати, больше всего. Все остальные странички бессмысленные.

Есть страничка с семейным положением. Но никакого правового действия в жизни вы не сможете совершить, показывая эту страничку. Реальным документом является свидетельство о браке. Есть в паспорте страничка с детьми. Реальным документом в жизни служит свидетельство о рождении детей. Есть страничка об отношении к воинской службе. Для армии документом является военный билет.

Внутренние российские паспорта пока что часто используют для удостоверения личности при покупке билетов и при требовании со стороны милиции. Требования удостоверить личность со стороны милиции нередко носят лукавый характер. Однажды (и единственный раз в жизни) милиционер остановил меня в московском метро. Потому что я катил красивый чемодан на колесиках и мог показаться приезжим. На просьбу предъявить документы я простодушно ответил: «У меня нет привычки носить с собой документы». И действительно, никто и ничто не может обязать российского гражданина носить с собой паспорт, если, конечно, не введен комендантский час. Тогда растерявшийся милиционер попросил у меня проездную карточку на метро, покрутил ее перед своим носом и вернул. Ему надо было что-то от меня потребовать для ритуала удостоверения. Программа у него такая была.

Жизненная практика показывает, что и без паспорта, если надо, можно удостоверить личность. Служебным удостоверением, профсоюзным или партийным билетом. Господи, да даже на пластиковой карточке билета в Областную научную библиотеку им. Белинского у меня написаны фамилия, имя, отчество, и есть фотография. Хоть заудостоверяйся. И одновременно практика показывает, что наличие паспорта не помешает выполнению определенной программы в голове у сотрудника правоохранительного органа. Если цель — ограбить, то паспорт не более чем предлог.

Лет пять назад я жил и работал некоторое время в Казахстане. И обратил внимание, что уже тогда в соседнем государстве использовались вместо внутренних паспортов маленькие пластиковые удостоверения личности. С фотографией. Считаю, что такой кусочек пластика удобнее, чем многостраничная книжка.

Внутренний российский паспорт является анахронизмом эпохи Гутенберга и эпохи тоталитаризма. Про трудовые книжки я вообще молчу.