Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Старый новый мэр

25 ноября 2010, 10:14
Колонка
О новом мэре Екатеринбурга и о том, что теперь будет.

Что случилось?

По итогам голосования Екатеринбургской городской думы был избран новый глава города — председатель городской думы. Им стал нынешний председатель городской думы Евгений Николаевич Порунов. Хотя по результатам одного свежего (середина ноября) социологического исследования, которому я вполне доверяю, «если бы выборы мэра состоялись в ближайшее воскресенье», то за Е.Н.Порунова проголосовало бы всего 5.5% екатеринбуржцев (на первом месте — Евгений Ройзман с рейтингом около 20%). Двуглавая система начала действовать и вносить бардак... для начала в головы.

Даже респектабельная федеральная Lenta.ru пишет: «Главой администрации теперь станет спикер думы, а управлять городским хозяйством будет сити-менеджер». (Найдите две грубых ошибки в этом отрывке).

Из голов бардак обязательно перейдет в дела. Как в Туле, Саратове, Артемовском... Что особенно грустно — избран-то «новый старый глава Екатеринбурга» — в кресло «главы-гредседателя» (через черточку) Евгений Порунов шагнул из нынешнего своего кресла просто «председателя», без черточки. Но роль председателя думы в старой системе (при сильном, всенародно избранном мэре) и в новой — когда это глава города, который в принципе должен определить стратегию развития муниципалитета — очень сильно различается.

Как это было?

Каждый из кандидатов получил по 20 минут для выступления и ответов на вопросы. Выдвинуто было три кандидата: помимо Порунова, в порядке самовыдвижения заявили о себе Максим Петлин и Нафик Фамиев. Выступление Петлина я серьезно комментировать не готов: обычный поток громких лозунгов, плюс очень забавный пассаж о том, что как председатель думы Петлин будет «на кардинально новом уровне решать вопросы технического, транспортного и пенсионного обеспечения депутатов». Вот так вот в лоб, недвусмысленно, ага. Яблочник, ага. Выступление Порунова: «Сохраним, углубим, разовьем». То есть именно о сохранении стиля работы неизменным. Что ж, кто-то хотел именно это услышать. В первую очередь, я полагаю, это хотел услышать Владимир Георгиевич Тунгусов — ему-то так с думой работать удобнее всего.

И — сюрприз для меня! — выступление Нафика Ахнафовича Фамиева, которое стало, безусловно, лучшей политической речью, сказанной с трибуны городской думы в течение всего 5-го созыва. Ярко, сильно, очень по делу. Не о будущем, но о текущем моменте, о том, что на думе лежит теперь огромная ответственность, и о том, как могли бы выглядеть взаимоотношения между Думой и администрацией, если делать все по уму. По стилистике это было похоже на лучшие выступления сентябрьских публичных слушаний. О том, что последние демократические выборы, на которых не играли роль деньги и административный ресурс, были в 1990-м году (Фамиев — единственный из депутатов, кто успешно избирался во все пять созывов, а начал еще с городского Совета народных депутатов именно в 1990-м году). И о том, что институт партий, выборов, думы — сейчас это лишь декорации, призванные замаскировать реальное положение вещей в городе, а большинство депутатов — лишь марионетки в этих декорациях. И о многом другом.

Мне — проще всех. Никакого партийного долга и корпоративной ответственности. Как и положено избирателю: послушал выступления, оценил предлагаемые программы (демагогический популизм, твердокаменный консерватизм и ответственные преобразования) — и с чистой совестью проголосовал за Фамиева.

Результаты голосования были такими: Порунов Е.Н. — 23 голоса, Фамиев Н.А. — 6 голосов, Петлин М.А. — 2 голоса (и загадка века — кто был этот второй человек?), против всех — 2 голоса, недействительный бюллетень — 1 штука.

Предсказуемо. И все же — в думе есть около десятка депутатов, которых не устраивает существующее положение вещей, которые хотят перемен и готовы взять на себя ответственность. В зависимости от того, как будут дальше развиваться события в городе, это число может вырасти, эти депутаты смогут стать реальной силой. Хочется верить.

Что теперь будет?

Итак, городская дума не стала и, видимо, уже не станет сильной. По крайней мере еще на некоторое время будет законсервирована нынешняя ситуация, когда дума является на 95% придатком администрации города. Но что будет с самой администрацией?

Опуская детали, город будет без боя сдан команде губернатора под полный контроль в течение 3-4 месяцев. И это очень грустно.

Потому что у Чернецкого был стимул оставаться во главе города как можно дольше. Был стимул развивать его, делать что-то для жителей. Для новых выборов, для того, чтобы остаться у власти. Была мудрость «воровать, но знать меру». Было понимание, что Екатеринбург — это всерьез и надолго. У присланного из Москвы губернатора Мишарина, который, скорее всего, ориентируется на то, чтобы через короткое время в Москву вернуться (говорят о кресле главы Минтранса), нет таких стимулов.

Более того, есть раздражение: год уже потерян бесплодно! А ведь люди, которые его сюда поставили, ФПГ, которые проплатили это назначение — они требуют отдачи. Денег же в области мало, Екатеринбург представляется лакомым куском. Поэтому после того, как произойдет замена людей в главных коррупционных цепочках — вместо людей из команды Чернецкого туда сядут люди от Мишарина — так сразу коррупционное давление на город многократно усилится.

Где раньше стоял норматив по сбору 100 миллионов в год, будут пытаться достать миллиард. И все это — с элегантностью железнодорожника в посудной лавке, которую мы уже успели оценить. А о команде, о балансе в команде, о развитии города думать не будут, не до того.

Извините, что так мрачно — но я так вижу.