Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

А мужики-то не знают...

28 октября 2010, 16:14
Колонка
Как масштабная реформа юридического рынка отразится на обычных гражданах, и почему частнопрактикующие юристы против адвокатской монополии?

Из околоюридических «интересностей», которые, как минимум, могут коснуться любого человека, хотел бы отметить обострившийся на прошлой неделе очередной виток борьбы за «адвокатскую монополию» на рынке юридических услуг. Удивительно, но обычные люди ― клиенты, заказчики юридических услуг, в интересах которых и планируется масштабная реформа большого сегмента рынка, об этой реформе даже не слышали!

Дело в том, что рынок юридических услуг, в том виде, в каком он сложился и существует, не устраивает ни государство, ни участников рынка. Конституция РФ обязывает государство обеспечить предоставление своим гражданам «квалифицированной юридической помощи». Фактически сегодня на рынке юридических услуг существуют две «противоборствующие» группы: с одной стороны ― адвокаты, с другой — неадвокатские (частнопрактикующие) юридические фирмы. При этом адвокатское сообщество традиционно доминирует в сфере уголовного права и процесса, но существенно уступает частнопрактикующим юристам в самой денежной сфере ― в сфере хозяйственных споров и обслуживании бизнеса.

Очевидно, и практически не отрицается даже самими адвокатами тот факт, что адвокатские образования проигрывают юридическим фирмам в технологии ведения бизнеса: организации бизнес-процессов, рекламе, продвижении, клиентоориентированности и прочим атрибутам рынка.

Связано это во многом с тем, что российская адвокатура с советских времен практически не претерпела качественных изменений, это по-прежнему закрытая непубличная структура, в той или иной степени ориентированная на работу с правоохранительными органами в рамках уголовного процесса. Показательно, что возглавляют адвокатские палаты субъектов, как правило, лица, которые «руководили» адвокатами еще в советские времена. При этом адвокатура декларирует, что она не занимается юридическим бизнесом, а имеет «высокие», «некоммерческие» цели ― защиту прав клиентов. В итоге мы имеем громоздкое, закрытое и неэффективное образование, которое, тем не менее, не хочет как-либо меняться.

При этом нежелание меняться и развиваться не мешает адвокатскому сообществу желать захватить самый рентабельный сегмент рынка юридических услуг ― обслуживание бизнеса. Более того, адвокатское сообщество выступает за введение «адвокатской монополии», когда право оказывать юридические услуги будут иметь только лица, имеющие статус адвоката. Кроме очевидной спорности тезиса, что «квалифицированная» юридическая помощь равна «адвокатской», следствием предлагаемой реформы, безусловно, будет явное и очевидное ограничение конкуренции на рынке юридических услуг. Ну, а снижение конкуренции скажется на потребителях простым и понятным образом ― увеличением стоимости юридических услуг. Как говорилось в одной рекламе: «А мужики-то не знают...»