В Екатеринбурге закончились травматологи
Травмпункты в Екатеринбурге сократили часы работы из-за дефицита врачей. В Центральной городской больнице (ЦГБ) № 2 один сотрудник ушел на длительный больничный, другой — в отпуске. Из-за этого расписание работы травмпункта изменили:
- 1, 14, 21, 28 октября — не работает совсем;
- 6, 13, 20, 24, 27, 31 октября — работает с 8:00 до 14:40.
Пациенты рассказали изданию Е1.RU, что в травмпункте ЦГКБ № 24 принимают только в будние дни с 08:00 до 20:00.
Главный травматолог Свердловской области Игорь Шлыков уточнил в разговоре с журналистами, что все травмпункты работают, но некоторые работают только днем. Он отметил, что тяжелее всего ситуация с кадрами в травмпунктах городских больниц № 2 и № 36.
«Ситуация сейчас тяжелая по всем клиникам, в том числе у нас — и в вопросах финансов, и кадров, и много всего. Сейчас много заболевших врачей. Сезонности никакой в этом нет, пандемия не имеет сезонности, летом может быть отпускной период, потом какая-нибудь эпидемия. Это непрогнозируемо, врачи тоже люди», — объяснил главный травматолог.
Игорь Шлыков отметил, что многие врачи ушли работать в частные клиники, где меньше нагрузка и более высокие зарплаты.
Дефицит врачей в области
Проблема дефицита врачей остро стоит во всей Свердловской области. На начало 2023 года в больницах и поликлиниках региона была открыта 821 вакансия для врачей различных специальностей. Рейтинг самых дефицитных врачей в Свердловской области возглавили анестезиологи и реаниматологи — на одну вакансию приходилось всего 0,04 резюме. Чуть лучше ситуация с офтальмологами (0,05), врачами функциональной диагностики и эндокринологами (по 0,06).
В Центральной городской больнице Верхней Пышмы не хватает педиатров. Читатели 66.RU сообщили, что сейчас прием ведут пять специалистов на 16 участках. За каждым участком закреплено по 1000–1200 детей. Жители обращались в региональный минздрав и другие инстанции, но везде получали ответ: «У нас все ставки заняты, делаем что можем, привлекаем молодых специалистов».
Жители Верхней Салды жалуются на нехватку врачей в Центральной городской больнице. Они рассказали TagilCity, что в лечебнице нет эндокринолога, гнойного хирурга, акушера-гинеколога, дежурного врача. Беременным женщинам приходится ездить в Нижний Тагил и Екатеринбург, чтобы сдать необходимые анализы и получить консультацию. Пациенты опасаются, что ЦГБ могут превратить в фельдшерский пункт.
В городской больнице № 1 Нижнего Тагила летом ощущалась острая нехватка анестезиологов. Представители минздрава тогда объяснили, что при общем недоборе штата трое врачей были на длительном больничном и в отпуске. В министерстве добавили, что при неотложной и экстренной медицинской помощи потребность в анестезиологах обеспечивается полностью.
Общероссийская проблема
По подсчетам Минздрава России, дефицит врачей в России составляет почти 26,5 тыс. человек. Нехватка среднего медперсонала оценивается в 50 тыс. человек. Наиболее остро проблема ощущается в 22 регионах: на Чукотке, в Чувашии, Хакасии, Татарстане, Калужской, Челябинской областях, Краснодарском крае и других.
Например, в Ярославской области с августа 2022 года в переславской Центральной районной больнице» нет врача-кардиолога. Его ставка предусмотрена штатным расписанием: на учете в больнице состоят более 330 жителей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сейчас им приходится ездить за консультацией в областные больницы.
В Коми (в поселке Ярега) из больницы уволились семь врачей и медработников после смены главного врача. В региональном минздраве увольнения связали с выходом сотрудников на пенсию, переходом на другую работу и истекшей аккредитацией. Информационное агентство «БНК» сообщило, что укомплектованность ярегской поликлиники по среднему персоналу составляет 69,13%, по врачебному — 57,14%. В медучреждении нет терапевта, невролога, рентгенолога, профпатолога, гинеколога.
Врач пермской ГКБ № 6 пожаловался на угрозу закрытия сосудистого отделения из-за дефицита кадров. Источник 59.RU уточнил, что в учреждении не хватает врачей и медсестер. Сложности возникали давно, но этой осенью кадровый вопрос встал особенно остро: первичное сосудистое и неврологическое отделения оказались под угрозой закрытия. В неврологии осталось по одному врачу-неврологу и одной медсестре на смену. При этом вместимость отделения — 70 коек, половина из которых — пациенты с инсультами и разрывами аневризм.
Главный врач ГКБ № 6 Виктор Гневашев сообщил, что больница ищет персонал. «В указанных структурных подразделениях работают четыре невролога — один завотделением и трое ординаторов», — сказал он.
Причины нехватки и способы их решить
Молодые специалисты уходят в частные клиники
Главный врач больницы Верхней Салды Анжелика Шлыкова объяснила, что медперсонала не хватает из-за миграции медиков из одного медучреждения в другое. А также из-за того, что студенты-целевики не отрабатывают положенные три-пять лет в медучреждении, а уходят в частные клиники.
Депутаты Государственной думы России предлагают направлять в регионы выпускников медицинских вузов по распределению. Эксперты не думают, что таким способом удастся решить проблему с дефицитом кадров.
«Работа из-под палки никогда не будет эффективной. Во-вторых, возрастет количество желающих за определенную мзду «помочь» врачу не попасть в какую-нибудь отдаленную деревню или городок. В-третьих, пациент получит абсолютно немотивированного врача, который будет заинтересован лишь в отработке часов, месяцев, лет. О какой качественной диагностике, современном лечении и профилактике можно говорить в этих условиях?» — считает терапевт, основатель системы поддержки принятия врачебных решений «Справочник врача» Константин Хоманов.
Низкие зарплаты
Когда речь заходит о привлечении специалистов в медучреждения, чаще всего в качестве решения предлагается увеличение зарплат. По данным опроса службы исследований hh.ru, доля недовольных зарплатами медиков достигла 84%.
«Врачи не остаются в медицине, потому что не видят перспектив: практически нет карьерного роста, зарплата не увеличивается. Это, естественно, отталкивает», — говорит Константин Хоманов.
На региональном уровне принимаются меры по привлечению молодых специалистов в больницы. Например, в Подмосковье в пять раз увеличили выплаты молодым врачам. Эта надбавка выплачивается три года тем, кто устроился на работу в медучреждение региона в течение года после окончания учебного заведения.
«Мы приняли решение об увеличении ежемесячной доплаты молодым специалистам. Врачам — с 3 тыс. рублей до 15 тыс. рублей, среднему медперсоналу — более чем в 2 раза — до 7 тыс. Первые выплаты они получат уже в октябре», — объяснил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.
В Верхней Пышме, где сейчас нехватка педиатров, тоже принимаются меры поддержки.
«В соответствии с программой, трудоустроившиеся в Верхнепышминскую ЦГБ специалисты, помимо мер государственной поддержки, получают 200 тыс. рублей в качестве подъемных, а также компенсацию стоимости аренды жилья в сумме 20 тыс. рублей ежемесячно», — рассказал главный врач Верхнепышминской ЦГБ Вячеслав Денисов в ответ на запрос 66.RU.
Также, по его словам, в городе принимают меры для снижения кадровой напряженности в период сезонного всплеска вирусных инфекций.
Дефицит врачей в отдаленных районах
Еще летом губернатор Евгений Куйвашев поручил до 2024 года повысить зарплату медикам, чтобы отправить их работать на север региона. В этом году в регионе увеличат количество получателей выплат по программе «Земский доктор» до 176 человек и «подъемных» — до 700 человек. Со второго полугодия 2023 года почти в два раза вырастет размер компенсации аренды жилья медработниками — до 10 тыс. рублей в месяц.
В этом году на создание и оснащение десяти медицинских классов выделили 90 млн рублей. Благодаря этому в Свердловской области ожидают прирост кадров. В 2023 году завершает целевое обучение 471 врач, в 2024 году — 589 человек, в 2025 году — 657 специалистов.