Директор территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Свердловской области Валерий Шелякин прокомментировал ситуацию в городской больнице № 3 Екатеринбурга, где онкобольные не могут получить химиотерапию.
По его данным, программа госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2023 год предусматривает 8 млрд 200 млн рублей на помощь больным со злокачественными новообразованиями. При этом по факту на оплату этой помощи до конца года потратят 10,6 млрд рублей.
«Такой разрыв связан, с одной стороны, с более высокой, по сравнению со среднероссийской, заболеваемостью злокачественными новообразованиями, а с другой — с более высокой, чем в среднем по стране, стоимостью лечения (медицинские организации используют современные, дорогостоящие таргетные препараты). Иными словами, доведенный до региона объем средств ОМС не в полной мере учитывает региональную специфику оказания и потребления помощи по этому профилю», — объяснил Шелякин.
Он подчеркнул, что в 2021–2023 годы специалисты ТФОМС подготовили 10 обращений в правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти о необходимости пересмотра методики расчета субвенции. «Мы рассчитываем, что в ближайшее время проблема будет решена на федеральном уровне, а пока используем региональные механизмы балансировки. Так, до текущего года эта задача решалась дофинансированием профиля «Онкология» за счет других профилей заболеваний, однако далее сокращать расходы на прочую, не онкологическую помощь без риска снижения ее доступности и качества не представляется возможным», — заявил глава регионального ТФОМС.
В таких условиях в регионе решили отклонить от оплаты услуги лечения, оказанные сверх установленного медицинским организациям плана. Общая сумма отклоненных от оплаты случаев составила 397 млн рублей. Большая часть — случаи помощи, оказанной в Свердловской областном онкологическом диспансере (127 млн рублей) и ЦГБ № 3 Екатеринбурга (94 млн рублей). Сейчас в правительстве Свердловской области решают вопрос о дополнительных источниках финансирования.
«Вместе с тем ситуация хоть и непростая, но носит временный характер, а информация о том, что у медицинских организаций нет возможности продолжать оказывать химиотерапевтическое лечение, не соответствует действительности: свободные средства на счетах ОМС как СООДа, так и ЦГБ№ 3 позволяют этим больницам приобретать необходимые пациентам препараты», — заверил Валерий Шелякин.
Отмена лечения, перенос сроков проведения терапии по «экономическим», а не медицинским основаниям — если они действительно имеют место — являются грубейшим нарушением прав застрахованных граждан, подчеркнул он. ТФОМС не получал подобных жалоб.
В фонде призвали пациентов, которым отказали в помощи, обращаться либо в страховую компанию, выдавшую полис ОМС, либо в отдел обеспечения защиты прав застрахованных граждан Фонда по телефону: (343) 362–90–36, по электронной почте public@oms66.ru либо через форму обратной связи на сайте организации. По каждому такому случаю проведут проверку.
На прошлой неделе пациенты ГЦКБ № 3 на улице Бебеля с онкологическими диагнозами сообщили 66.RU, что их лечение химиотерапией отложили на месяц. Одна из причин в том, что у ТФОМС не хватает денег.
Пресс-секретарь ЦГКБ № 3 Екатерина Макашина предложила больным адресовать претензии на мейл больницы cgb3@cgb3.ru, добавив, что с каждым случаем будут разбираться отдельно.
Источник 66.RU в областном минздраве сообщил, что денег на лечение онкологических пациентов действительно не хватает. Плановые объемы помощи и финансирования по онкологии на год устанавливает Комиссия по разработке территориальной программы ОМС во главе с министром здравоохранения. Если план перевыполнен, в оплате могут отказать. В первом квартале два десятка больниц не получили около 400 млн рублей за уже оказанную помощь пациентам с онкологическими диагнозами.
«Все предыдущие годы, начиная с 2020-го, ТФОМС приходилось выкручиваться — снижать стоимость онкологии и прочей помощи и перекладывать долги на будущие периоды. Но в 2023 году ситуация осложнилась накопленной с ковидной эпохи задолженностью в системе ОМС — около трех миллиардов рублей. Поэтому оплачивать объемы помощи сверх норматива в этом году просто нечем», — заявил наш собеседник. По словам источника, минздрав ждет дополнительных средств — либо из федерального ФОМС, либо из бюджета Свердловской области. В первую очередь речь идет о таблетированной таргетной химиотерапии.