Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Нам стали давать какой-то заменитель». Во время пандемии диабетики остались без привычных лекарств

29 июля 2020, 08:05
«Нам стали давать какой-то заменитель». Во время пандемии диабетики остались без привычных лекарств
Фото: 66.ru
Больные диабетом в городах Свердловской области столкнулись с нехваткой жизненно необходимого препарата. Получить привычный инсулин не удается по двум причинам: регион закупил инсулин у поставщика, незнакомого уральскому потребителю, а смена организации, обеспечивающей льготников лекарствами, привела к перебоям с поставками в аптеки.

Больные диабетом Свердловской области в период пандемии коронавируса столкнулись с тем, что не могут получить привычное (и жизненно необходимое) льготное лекарство в аптеке. Так, о перебоях с поставками инсулина в аптеки сообщают жители Нижнего Тагила: либо препарата нет вообще, либо выдают неизвестный им. Почему так случилось — в материале 66.RU.

Инсулин есть, но не тот

Главная проблема, о которой рассказывают больные диабетом, — замена привычного инсулина на незнакомый препарат. «Ситуация с препаратами очень нехорошая. Моему отцу бесплатно выдавали хороший препарат, а два месяца назад стали давать какой-то заменитель, который ему не подходит. Приходится в аптеке его покупать, а он недешевый», — рассказал житель Нижнего Тагила Алексей Макаров.

Информацию о жалобах жителей региона на невозможность получить нужный льготный инсулин подтвердила председатель СРОО «Свердловское диабетическое общество» Галина Василевская. По ее словам, скорее всего, речь идет не о полном отсутствии инсулина в городе, а о замене привычного лекарства на незнакомый препарат.

По словам Василевской, министерство здравоохранения Свердловской области провело аукцион на покупку инсулина и победила петербургская компания «Герофарм». Закупки проводились по международному непатентованному наименованию.

«Герофарм» (производитель «полного цикла») имеет регистрационные удостоверения на аналоги инсулина ультракороткого (лизпро) и длительного действия (гларгин) «РинЛиз» и «РинГлар». Это биосимиляры (биоаналоги) препаратов «Хумалог» и «Лантус». Инсулины российского производителя содержат то же самое активное действующее вещество. В пресс-службе компании 66.RU рассказали, что клинически значимых различий в составе вспомогательных веществ биосимиляров аналогов инсулина «Герофарм» и оригинальных препаратов нет.

«Этой компании на нашей территории никогда не было, она выиграла конкурс в первый раз. Люди привыкли к определенному препарату, у них есть на него определенная реакция. А теперь представьте — вам дают незнакомый препарат. Масса ребят нам позвонили! Кто-то начал выкручиваться, покупать предыдущий препарат, который уже колол. А у кого-то на это нет денег. Люди оказались в экстремальных условиях», — отмечает Галина Василевская.

О переводе с привычного инсулина на российский рассказывают больные диабетом по всей стране — в Башкирии, Нижегородской, Саратовской областях, Карелии, на Алтае и в других регионах.

Инсулина нет вообще

Но льготники Нижнего Тагила рассказали, что в принципе не могут получить никакой инсулин. 21 июля тагильская телекомпания «Телекон» выпустила сюжет, в котором рассказали о том, что в аптеках города нет никаких льготных лекарств, в том числе инсулина. В аптеках объяснили это тем, что поменялся поставщик льготных лекарств.

«С 1 июля началась передача товарных остатков из «АВК-Альянс» в «Фармацию». Для обеспечения льготников по федеральным и региональным программам лекарственными препаратами и минимизации возможных краткосрочных сбоев в аптеках создан месячный запас. Передача будет завершена в кратчайшие сроки», — такое объявление есть на сайте тагильской городской больницы № 4.

В ответ на запрос 66.RU и. о. директора ГБУ СО «Фармация» Сергей Харин подтвердил эту информацию. «Временные задержки поставок связаны со сменой уполномоченной фармацевтической организации и проведением организационных мероприятий по передаче товара между уполномоченными фармацевтическими организациями», — говорится в ответе. По данным на 27 июля, в Нижний Тагил поставили 1191 упаковку инсулина по региональной программе и 2716 — по федеральной.

В министерстве здравоохранения Свердловской области на запрос 66.RU не ответили.

Системная проблема

В 2018-2019 годах перебои с инсулином наблюдались не только в Екатеринбурге и Свердловской области, но и по всей России. При этом сахарный диабет входит в десятку самых распространенных болезней в Свердловской области и в пятерку заболеваний, которые наиболее стремительно распространяются в регионе.

В марте 2019 года в аптеки Свердловской области не поступили препараты для больных сахарным диабетом, которые выдаются пациентам по льготным рецептам. В областном минздраве тогда сообщили, что серьезных проблем нет. «Были трудности с одной позицией — не состоялся конкурс. На сегодня он проведен, и скоро будет завоз. Для остронуждающихся есть аналоговая замена», — заявили в ведомстве.

Однако, как подсчитал РБК, с января по август 2019 года без заявок осталось около 30% тендеров госучреждений на лекарства. Чаще всего срывались аукционы на инсулин — 692 из 2,8 тысячи. В минздраве ответили, что в некоторых регионах закупки не состоялись «из-за некорректного применения заказчиком цены за единицу препарата», но дефицита инсулина нет.

В сентябре 2019 года стало известно, что минздрав решил изменить порядок закупки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Изменения должны коснуться определения начальной максимальной цены контрактов на закупку. Кроме начальной максимальной цены контрактов, будет устанавливаться и начальная цена за единицу товара. А также предполагается повышение цены при повторном объявлении конкурса, если в первый раз он не состоялся.

В июле 2020 года Госдума приняла закон, согласно которому в России появится единый федеральный регистр граждан, имеющих право на льготные лекарства. Предоставлять необходимые лекарства региональным льготникам в рамках территориальных программ государственных гарантий будут по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который будут пересматривать не реже одного раза в год. Предполагается, что единый регистр позволит получать информацию о каждом льготнике и лучше планировать закупки и контролировать остатки средств. Власти считают, что это сведет к минимуму риски дефицита важнейших лекарств в регионах.