Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Госбюджет вкладывает в демографию, а рождаемость только падает. Депутат Госдумы объясняет, почему так

27 ноября 2019, 10:03
Численность населения России в ближайшие годы продолжит стремительно уменьшаться, статистику не спасет даже массовый приезд в страну мигрантов. Есть только один вариант притормозить демографический спад — вкладывать много денег.

Россия катится в демографическую яму. Только за девять месяцев 2019 года, по данным Росстата, естественная убыль населения страны составила 236,9 тыс. человек. К 1 октября численность постоянного населения России составила 146,7 млн человек.

Большую часть потерь компенсировал приток мигрантов, однако численность населения в итоге все равно снизилась. По сравнению с 2018 годом рождаемость упала на 8%, смертность — на 2%, однако естественная убыль без учета миграции ускорилась сразу на 37% — с 173,4 до 236,9 тыс. человек.

По прогнозам, в ближайшие годы по численности населения Россия опустится с 9-го на 30-е место в мировом рейтинге стран.

Член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров приехал в Екатеринбург обсудить с руководителями медучреждений реализацию нацпроекта «Демография» и рассказал 66.RU, что должно делать государство, чтобы увеличить рождаемость среди коренного населения или хотя бы предотвратить стремительное вымирание. Демографическая яма, по его словам, образовалась из-за того, что сейчас в детородном возрасте находятся девушки, рожденные в 90-е годы, когда был спад рождаемости. Публикуем основные пункты плана с комментариями депутата. Главный и единственный разумный способ — вкладывать деньги, убежден Петров.

Вкладывать в:

  • Здоровый образ жизни. «Нам нужно здоровое поколение тех мамочек, которые растут сейчас».
  • Подготовку медицинских кадров и увеличение оплаты их труда. «Мы должны вкладываться в тех специалистов, которые отвечают за мамочек, за подготовку к беременности, подготовку к семье, — это психологи, гинекологи, урологи. Не будет профессиональных кадров — ничего эффективного мы не получим. На оборудование можно деньги найти, но если мы не найдем людей, то мы ничего на нем не сделаем».
  • Стимулирование рождаемости первого, второго и третьего ребенка с помощью пособий, маткапитала и других выплат.
  • Программы для тех, кто не может родить самостоятельно. «Работаем над тем, чтобы бесплодные пары могли сделать процедуру экстракорпорального оплодотворения бесплатно, по полису ОМС. Нам нужно еще искать эффективные меры поддержки для того, чтобы увеличить рождаемость. Вот в том числе и эффективная мера поддержки центров, таких как Клинический институт репродуктивной медицины в Екатеринбурге».
  • Точечное стимулирование регионов с низкой рождаемостью. «Как правило, это традиционно славянские православные регионы. Рождаемость там ниже, чем в других. Значит, нужен дополнительный региональный стимул. Логика очень простая: здесь тяжелее жить, сложнее климат, тяжелее труд. Все хотят быть логистами, юристами, экономистами. И Москва пухнет от увеличения населения. И не страдает проблемой увеличения населения. Есть экономически сложные регионы, в которых не так растет региональный валовый продукт».
  • Создание специальных программ. «Мамочка физиологически родила — мы должны ей оказывать помощь по воспитанию ребенка: ясли, детские сады, школы. Хотя понимаем, что через 20 лет половина садиков будет полупустая. У нас рождаемость падает сейчас. С трех лет теперь практически все обеспечены, сейчас яслями занимаемся».
  • Решение проблем небольших населенных пунктов. «Почему деревня гибнет? Не потому, что там прежде всего нет рабочих мест, но и нет социальной среды, где инфраструктура, где бы человек мог отдохнуть. И он бы чувствовал, что для его детей здесь все создано».
  • Развитие всей экономики. «Человеку нужны квартира, работа, чтобы была возможность ребенка выучить чему-то, на отдых свозить. Это уже вопрос развития экономики, он базовый».

В последние годы наблюдается прирост населения в Екатеринбурге за счет притока жителей из других городов региона. В городах Екатеринбургской агломерации — Березовском, Верхней Пышме и Среднеуральске — также заметен рост. При этом с 2011 года серьезно сократилось количество жителей в промышленных городах: Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Первоуральске, Серове и других.