На федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» выделили почти триллион рублей и 63% бюджета нацпроекта «Здравоохранение» до 2024 года. Из средств ОМС на оплату лечения онкологии в текущем году выделено более 200 млрд рублей, из них 150 млрд — на приобретение химиотерапии: вдвое больше, чем в прошлом году. По данным ФФОМС, в 2019 году регионы УрФО по профилю «Онкология» получили дополнительные средства — 6 млрд рублей, из которых 2 млрд — на химиотерапию.
Как пишет РБК Екатеринбург, только Свердловская область получила на оплату онкологической помощи из средств ОМС свыше 5,5 млрд рублей, что на 80% больше показателей прошлого года. При этом использование федеральных денег в регионе составило 34% при среднероссийском показателе в 62%.
По мнению онкологов, такие показатели связаны с тем, что в общем объеме лечения используются самые простые схемы и самые дешевые препараты. По каждому заболеванию есть несколько протоколов и утвержденных схем лечения, терапия при онкозаболеваниях насчитывает 447 схем в круглосуточном стационаре и 599 — в дневном. Однако в реальности регионы используют около трети схем.
Источник РБК Екатеринбург:
— Стоимость препарата учитывается в тарифе на лечение каждого онкопациента. Денег дали столько, что у регионов реально появилась возможность приобретать дорогие и эффективные химиопрепараты, чтобы лечить пациентов по самым современным схемам и протоколам. Но на практике лечат «по старинке», считая нецелесообразным тратиться на более современные и дорогие лекарства, или предлагают пациентам приобретать «химию» и другие необходимые для лечения лекарства за свой счет.
В ТФОМС Свердловской области признали, что регион отстает от плана по освоению запланированного бюджета.
Представитель ТФОМС:
— Чтобы исправить ситуацию, Фонд принимает отдельные тарифные решения не только в части лечения, но и в части профилактики. Минздрав и онкодиспансер проводят работу по закупу дорогостоящих химиопрепаратов, чтобы повысить стоимость случая лечения и обеспечить население, в том числе дорогостоящей противоопухолевой терапией.
В ведомстве говорят, что невысокая средняя стоимость лечения (один случай химиотерапии — в диапазоне от 13 тыс. до 400 тыс. рублей) связана тем, что в регионе за счет средств системы ОМС оплачиваются случаи химиотерапии недорогой золедроновой кислотой, тогда как в других субъектах этот препарат закупается за счет бюджетных средств.
Помимо всего, врачи-терапевты, к которым пациенты приходят в первую очередь, из-за недостаточной квалификации не обнаруживают признаки болезни, а потому человек оказывается у дверей онкодиспансера, когда болезнь прогрессирует. Чтобы решить проблему, нацпроект по здравоохранению предусматривает финансирование обучения «первичного звена» врачей. У Свердловской области и эти деньги есть, но не используются.
В Екатеринбурге растет смертность от рака: в 2018 году от онкологии умерло 204 человека на 100 тыс. населения, в 2017-м — 213, в 2016-м — 210. Смертность от новообразований занимает второе место, по этой причине умирает каждый пятый горожанин.