Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Лохматые врачи: в Екатеринбурге больным детям помогают собаки

10 апреля 2013, 14:35
Лохматые врачи: в Екатеринбурге больным детям помогают собаки
Фото: Ирина Баженова; для 66.ru
Журналист Портала 66.ru побывал на мастер-классе по догтерапии. Своих пациентов психологи там обнюхивают, облизывают, дают им лапу, катаются и валяются вместе. Мимими зашкаливает.

Новое направление по реабилитации больных детей — догтерапию развивают на факультете психологии в Екатеринбурге. Пока на Урале всего одна собака прошла сертификацию и может носить звание четвероногого терапевта.

7 апреля на факультете психологии УрФУ прошел мастер-класс, в котором приняли участие не только специалисты — врачи, неврологи, зоопсихологи, но и четвероногие терапевты и дети.

Шелти Эльса готова подружиться с каждым.

Если говорить об истории использования собак в медицине, то уже в древнеегипетских папирусах собака рассматривалась в роли своеобразного «мохнатого доктора»: недаром пес считался атрибутом богини врачевания Гулы. В XVIII веке в психиатрических клиниках Европы при лечении больных стали прибегать к помощи различных животных, в том числе и собак. Позже, в XX веке, американские врачи С. и Е. Корсон впервые разработали программу психотерапевтической реабилитации больных с помощью собак и начали активно проводить ее в жизнь. Так и началось шествие канистерапии по миру. Для больного ребенка канистерапия — это не только положительные эмоции, но и физическая и умственная нагрузка.

Лабрадор Диана — само спокойствие.

В мастер-классах свои чудо-умения показывают два четвероногих терапевта — лабрадор Диана и шелти Эльса. Собаки — полная противоположность друг друга. Егоза Эльса — это просто сгусток положительной энергии, она прыгает, бегает и готова всех окружающих вылизать с ног до головы. Диана — спокойная, даже меланхоличная. Обе собаки беспрекословно выполняют команды хозяев.

Ольга Ломтатидзе уже более 5 лет помогает больным детям с помощью животных.

Как рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Ольга Ломтатидзе, анималтерапия в Екатеринбурге — это новое направление в психологии, пока по этой теме не написано ни одной научной работы.

Ольга Ломтатидзе уже 5 лет занимается анималтерапией вместе с фондом «Солнечные дети». Дети с синдромом Дауна занимаются в библиотеке №24 на улице Бажова. Кроме того, в центре «Здоровое детство» занятия с собаками проводятся для малышей с ДЦП. Это коммерческая организация и занятия там платные.

Собаки, прежде чем получить почетное звание терапевта, сдают настоящий экзамен, после этого четвероногий доктор получает сертификат. Чтобы сдать экзамен, собака должна доказать полное отсутствие агрессии и толерантность к людям. Специалисты оценивают даже мимику животного.

Детей учат, как правильно гладить собаку.

Чтобы получить эффект, ребенок должен пройти курс из 10 занятий. После такого лечения и врачи, и родители отмечают видимый положительный результат. Например, дети со спастическим синдромом при ДЦП, когда руки сжаты в кулаки, — происходит разжатие, в это время у ребенка возникает мотивация разжать руки, чтобы погладить собаку. Бывает, что дети очень сильно хватают собак за шерсть, но животные всегда терпят. У многих детей после занятий с собаками проходит агрессия, направленная на себя и окружающих.

Дети с аутичными синдромами начинают реагировать на окружающих. Собака играет, лижет руки и волей-неволей ребенок концентрирует внимание. Шелти Эльса умеет танцевать под музыку, и когда ребенку дают музыкальный инструмент, он начинает играть, собака начинает танцевать, и ребенок связывает эти события, эти занятия помогают ребенку адаптироваться в мире предметов и звуков, собака в этой ситуации является связующим звеном. Кроме того, дети начинают общаться с собаками — кидать им мячик, собака снова и снова приносит игрушку. Психологи отмечают, что со взрослыми или детьми аутичные дети так не играют.

Дети и собаки сразу нашли общий язык.

Ватага детей на мастер-классе не отходила от собак ни на минуту. И даже малышка Жанна, которой врачи поставили диагноз ДЦП, просто светилась счастьем при общении с мохнатыми врачами. Жанна водила лабрадора на поводке, обнимала и даже лежала на собаке. А с шелти Эльсой дети играли в мяч, перебирали ее шелковистую шерсть.

Единственный сертифицированный четвероногий терапевт принадлежит выпускнице факультета психологии УрГУ. Анна Катарева сама психолог и потратила много сил и времени, чтобы научить свою собаку помогать детям. Сейчас на факультете психологии идет набор волонтеров, которые готовы помогать больным детям вместе со своими собаками. Оценивать — подходит собака для занятий или не подходит — будут психологи.

Игра с ребенком для психолога-тренера тяжелая работа.

Стать четвероногим терапевтом может собака любой породы, тут главное не внешность, а характер. Причем собаки разных пород могут выполнять разную функцию: крупную собаку ребенок может обнять, послушать, как стучит ее сердце, как она дышит, с такими собаками дети ходят, даже катаются на них, есть множество занятий, которые помогают ребенку развить координацию, моторику, научиться взаимодействию — например веселая игра «Поймай хвост».

А маленькие собаки хороши для детей, у которых есть проблемы с общением, аутичных: собаки прыгают, мельтешат, лижут ребенка, даже если малыш не может взаимодействовать с окружающим миром, собака заставит сконцентрировать на себе внимание, а это маленький шаг на большом пути. Собака для таких детей — проводник в мир людей.

В конце занятия нужно попрощаться.

Занятия с собаками-терапевтами проходят еженедельно, если дрессировку не проводить, постепенно эти навыки собака потеряет.

Как рассказала психолог Анна Катарева, во время занятий собаки очень сильно устают, держать себя в рамках трудно не только людям, но и животным. Однако волонтер должен соблюдать спокойствие, потому что животные прекрасно считывают состояние хозяина, и если волонтер не в форме, ему плохо и тяжело, то и собака нормально работать не будет.

Слушая, как бьется сердце собаки, ребенок успокаивается.

На мастер-классе психологи рассказали, как лучше выбирать собаку для дома. Почему-то люди зачастую, покупая собаку, ориентируются только на породу, а не на характер конкретного животного. Но даже в одном помете собаки могут быть абсолютно разные. Прежде чем сделать такой серьезный выбор, лучше сходить на выставки и посмотреть на других животных, рожденных от этих родителей. Для заводного непоседы лучше брать спокойную собаку, а для спокойного ребенка лучше купить активного пса. Особенно это касается детей, у которых есть проблемы со здоровьем.

Занятия помогают детям избавиться от страха перед собаками.

Однако психологи отмечают, что любая собака будет отличным другом ребенку, если ее правильно воспитать. Ведь только эти животные беззаветно любят хозяев и готовы пожертвовать ради них всем, даже собственной жизнью.