В 1990-е в Екатеринбурге, как правило, открывались точки быстрого питания или рестораны высокой кухни, а заведений для среднего класса почти не было. Статистики по числу ресторанов не сохранилось, однако известно, что по сравнению с концом 1990-х число ресторанов, кафе и баров Екатеринбурга выросло на 40% к 2003 году.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Ниже — 12 заведений, где отдыхали екатеринбуржцы в 1998 году.
Фото: Артем Устюжанин, e1.ru, Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Ресторан-паб «Ирландский дворик»
Адрес: ул. Шейнкмана, 34
Первый паб Екатеринбурга открылся 7 октября 1995 года. Основательница «Ирландского дворика» Ольга Зайченко в середине 1990-х возила вещи из Турции и поставляла их в екатеринбургские киоски, а ее муж занимался оптовой торговлей. Зайченко часто бывала в иностранных кафе и ресторанах — и вдохновилась настолько, что решила открыть ресторан европейского уровня в Екатеринбурге.
Место для «Ирландского дворика» долго искать не пришлось. Ранее супруги вложились в недвижимость и приобрели помещение на углу улиц Малышева и Шейнкмана. На месте бывшей домовой кухни они открыли продовольственный магазин, а позже, в другой части помещения, появился ресторан. От идеи до концепции прошло совсем немного времени.
«Дизайнеров тогда знакомых не было, выкрасили стены посимпатичнее, посуду купили в Эмиратах, барную стойку заказали через знакомого с доставкой из Чехии. У нас не было ни бизнес-плана, ни концепции. На вопрос, зачем я в это ввязалась, отвечаю — хотелось, чтобы было место, где мы могли бы собираться с друзьями», — вспоминала Ольга Зайченко в интервью «Деловому кварталу».
Эти же друзья убедили ресторатора, что в Екатеринбурге нет пивной с настоящим ирландским пивом. Так в «Ирландском дворике», первом городском заведении, появился Guinness. «Выстрелило сразу, — вспоминает Зайченко. — Потому что других таких мест в Екатеринбурге 1996 года не было совсем. Через какое-то время магазин закрыли и у «Ирландского дворика» появился второй зал».
В этом году «Ирландскому дворику» исполнится 28 лет.
Фото: Книга «Екатеринбург торговый», РИА «Филантроп», Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Ресторан «Зимний сад»
Адрес: ул. Дзержинского, 2
Возможно, главный развлекательный центр города в конце 1990-х — ККТ «Космос», где бизнес-клуб «Глобус» построил зрелищную империю — казино «Катариненбург», дискотеку «Эльдорадо» и ресторан «Зимний сад». «Нигде больше в городе, как здесь, невозможно в течение одного вечера испытать столько разнообразных ощущений и эмоций», — писали в рекламных буклетах 1998 года.
В ресторане «Зимний сад» устраивали банкеты на 150–200 человек и готовили около 200 блюд: арабский салат «Мункачина», салат «Рапсодия», «Морская жемчужина» и еще более 50 холодных закусок, из горячего — фазаны, индейки, крабы, раки, телятина, осетрина. Интерьер ресторана был выдержан в классическом стиле: колонны, лепнина, люстры, позолота, портьеры и мебель.
В дневные часы в «Зимнем саду» звучала подборка инструментальной музыки и легкого джаза, вечером выступали профессиональные музыканты и артисты из шоу-балета под руководством Владислава Бобровича.
«Тут собирались солидные мужчины на «Мерседесах» и с золотыми цепями. Часть из них давно лежат в сырой широкореченской земле, а в ресторане так ничего и не изменилось», — вспоминает один из бизнесменов.
Фото: Книга «Екатеринбург торговый», РИА «Филантроп», Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Ресторан «Мистер N»
Адрес: ул. Опалихинская, 15 (ранее — ул. Каляева, 15)
В 1994 году предприниматель Павел Кукарских, который работал в сфере торговли и владел небольшим кожевенным бизнесом, открывает ресторан «Мистер N» на месте своего же супермаркета — вместе с партнерами захотел сделать место, где можно было бы обедать.
«Интерес к ресторанному бизнесу возник из любви к смелым и безбашенным экспериментам», — вспоминал позднее Кукарских.
«Мистер N» работал ежедневно с 19:00 до 02:00 (кроме понедельника). С 22:00 обычно начиналась шоу-программа. Во вторник для гостей играл профессиональный саксофонист, в среду, четверг и пятницу на площадке «Мистер N» выступало варьете. С 22:00 гости могли увидеть программу «Valdemar-шоу» от театра-студии Владимира Дорофеева «Форум-С», а в субботу, по воспоминаниям, «артистки варьете позволяли себе чуть больше стриптиза, чем обычно». По воскресеньям пускали только «элиту», людей, которые могли себе позволить купить клубную карту за 200 долларов. За эти деньги гость получал бесплатную программу, охраняемую стоянку и охрану во время пребывания в ресторане. Первые травести-шоу Екатеринбурга прошли именно в «Мистер N», где свою карьеру начинал Дмитрий Табуев.
Костюмы для артистов создавал художник-модельер Николай Романов. В «Мистер N» приглашали шеф-поваров из Германии, Италии и Франции; бармены и официанты проходили стажировки в лучших ресторанах и барах Москвы.
Ресторан состоял из трех уровней. На первом расположился камин и мягкая мебель, на втором — шотландский зал, рассчитанный на 18 мест, а на третьем — собственно ресторан с фонтаном, который отличался исключительно белым цветом. «Интерьер непредсказуем в своем внутреннем убранстве: то среди зимы расцветая тюльпанами, то превращаясь в сказочный деревенский ресторанчик, где на ветках ели могут созревать серебряные яблоки, а кресло цветет ромашками», — говорится в одном из рекламных буклетов 1998 года.
В «Мистер N» была представлена европейская кухня. Из деликатесов подавали осетрину, креветок, раков. Средний чек — 200 тысяч рублей (речь о 1996 годе; в переводе на современные деньги — около 5 тысяч).
Фото: Книга «Екатеринбург торговый», РИА «Филантроп», Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Диско-бар «Килиманджаро»
Адрес: ул. Опалихинская, 15 (ранее — ул. Каляева, 15)
В одном здании с рестораном «Мистер N» работало еще одно заведение Павла Кукарских. «Чтобы понять, что такое мистика и тайны африканских джунглей, загляните в диско-бар «Килиманджаро». Для кого-то диско-бар — это логическое завершение вечера после похода в ресторан «Мистер N», для кого-то — отдельное мероприятие, но в любом случае вы попадаете в клуб, где можно разнообразно и качественно отдохнуть, испытав вулканическое веселье и бурлящую радость», — говорится в одном из рекламных буклетов 1998 года.
Интерьер «Килиманджаро» был стилизован под африканскую деревню. Для удобства зал разделили на зоны: танцпол под сенью баобабов и столики в африканских хижинах. Диско-бар позиционировал себя как «экзотическое заведение с сотнями наименований в меню и ароматами тропиков в коктейльной карте». К 1998 году в «Килиманджаро» успели выступить Александр Буйнов, Валерий Меладзе, Влад Сташевский и Сергей Пенкин.
Фото: Книга «Екатеринбург торговый», РИА «Филантроп», Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Ресторан «Русская охота»
Адрес: ул. Крауля, 53
Первый ресторанный проект Олега Ананьева появился в 1995 году. Тогда Ананьев, еще предприниматель в сфере оптовой торговли продуктами, решил открыть кафе для того, чтобы «побухать с друзьями». Вдохновившись «Царской охотой» ресторатора Аркадия Новикова, он открыл «Русскую охоту» в подвале универмага «Западный» на ВИЗе. «Я стал практически первым ресторатором в тот момент, когда слово «ресторатор» даже не знали. В основном были старые банкетные залы и полустоловые», — утверждает Олег Ананьев.
В «Русской охоте» подавали русскую кухню («борщи и котлетки»). По словам Ананьева, он включил в меню свои любимые блюда и интерпретировал их, как ему хотелось. «В моем ресторане пели цыгане, я привозил артистов с гастролей», — вспоминает ресторатор.
После кризиса в августе 1998 года Ананьев потерял много денег, его компания разорилась.
Из активов осталась только «Русская охота». Чтобы прокормить семью, Ананьев вник в ресторанный бизнес и быстро добился прибыльности. В нулевые он станет одним из главных рестораторов Екатеринбурга.
Фото: Предоставлено героем публикации, Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Кафе быстрого обслуживания «Мак Пик»
Адрес: пр. Ленина, 24/8
Во время учебы в Москве в 1990-е Павел Кукарских ежедневно проезжал мимо первого ресторана «Макдоналдс», открытого 31 января 1990 года на Пушкинской площади. Постепенно в его голове созревала мысль о том, чтобы открыть похожий фастфуд — но на Урале. 16 августа 1996 года, в День города, он наконец воплотил в жизнь идею, подсмотренную на Пушкинской площади, — и открыл первый «Мак Пик». Гамбургеры, чизбургеры и картошка фри тогда казались для екатеринбуржцев чем-то московским, а значит, фантастическим. Но теперь фастфуд пришел и на Урал: в первые дни работы «Мак Пика» на Ленина, 24/8 выстраивались огромные очереди, как на Пушкинской в 1990-м. Сюда съезжались со всей Свердловской области.
«Это было главное место для тусовок золотой молодежи. В «Мак Пике» конца 1990-х можно было познакомиться с выгодной партией и рассчитывать на удачное замужество. Брать с собой еду из «Мак Пика» и идти с брендированным пакетом по улице считалось очень модным и крутым», — рассказывает Виктория Шуркова, которая работала в системе «Мак Пика».
«До «Мак Пика» не было заведений, где можно быстро съесть картошку фри и бургеры. В компании всегда пытались повторить успех «Макдоналдса»: за игрушками для детских наборов сотрудники ездили в ОАЭ», — говорит Константин Панов, который работал в системе компании «Малахит» (туда входит «Мак Пик»).
По словам бывших сотрудников, в «Мак Пике» использовали сырье и посуду из «Макдоналдса». К концу 1990-х в кафе стабильно готовили от трех до пяти тысяч бургеров в день, вспоминает Юлия Железняк, генеральный директор компании «Малахит».
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Ресторан «Каменный мост»
Адрес: ул. Малышева, 56а
В книге «Город без наркотиков» Евгений Ройзман* рассказывает, что летом 1999 года в ресторане «Каменный мост» состоялся банкет, на котором журналисты и общественники праздновали отстранение епископа Екатеринбургской епархии («безнравственного, развращенного до крайности и попросту неверующего»).
«Всего было человек 20. Держались скованно. Потом все выпили. Потом выпили еще. Многие вместе учились в университете. Кто-то вместе начинал работать. В общем, оказалось, что все мы друзья, любим наш город, уважаем друг друга и делить нам нечего. Я тоже выпил и сказал речь. «Друзья! Общими усилиями нам удалось избавить город от одного подонка. Давайте решим, что мы еще можем сделать для нашего города. Предлагаю две темы: фашисты и наркотики». — «Нет-нет, — закричали журналисты, — фашистов трогать нельзя. Если их не трогать, они сами сдохнут. Давайте ударим по наркотикам!» — «Все, — говорю, — состоялось». За это и выпили», — пишет Ройзман.
На следующее после банкета утро Ройзман позвонил журналисту Евгению Енину, который присутствовал на мероприятии, и предложил провести эфир о наркомании — так в программе «Стенд» появился Андрей Кабанов в гавайской рубашке.
По легенде, именно с банкета в «Каменном мосту» началась активная общественная борьба против наркомании в Екатеринбурге.
Фото: Книга «Екатеринбург торговый», РИА «Филантроп», Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Кафе «Русское золото»
Адрес: ул. Гагарина, 14
В небольшом кафе собирались банкиры и деловые люди. Вся мебель — из натурального дерева, стойка бара — из камня. На столах — всегда свежие розы, стоят французские бокалы. Над каждым столиком висят эстампы с применением золотистого металла. В интерьере используются витражи. Позиционировалось как «уютное место, где банкиры могут отдохнуть во время перерыва». Три раза в неделю по вечерам играли блюз и джаз.
В «Русском золоте» подавали бразильский стейк из свинины с кукурузой и манго, говядину по-гондурасски в соусе из красного вина, итальянские салаты с экзотическими морепродуктами, а также применяли исконно русские рецепты, по которым готовили семгу, осетрину, лосятину под клюквенным соусом. В меню фигурировали салат «Старый Екатеринбург», «Похлебка старомосковская» и «Боярские щи». Из напитков — французские вина «Божоле», «Сент-Жульен», «Кальве ле Гаммон Руж».
Фото: Книга «Екатеринбург торговый», РИА «Филантроп», Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Ресторан «Генеральский»
Адрес: ул. Генеральская, 3
«Фундаментальный подъезд с колоннами серого камня, строгая вывеска. Золоченые шнуры и кисти на окнах тускло мерцают в свете свечей. Хрусталь, серебро, крахмальные салфетки множатся в стекле зеркал. Живое звучание фортепиано. Глубокая благородная зелень и бордо, оттененные золотой тесьмой по краю драпированных штор и скатертей. Оригинальные картины в дорогих рамах», — так описывали внутреннее убранство «Генеральского».
В ресторане подчеркивали свои отличия от столовой, рассказывая об «основательности и солидности»: «Генеральский» не пошел по благодатному пути привлечения золотой молодежи баром и дискотекой. Основной ориентир ресторана — человек, заранее запланировавший вечер в ресторане в кругу друзей». Здесь можно было заказать «слоеную» свинину с сыром и ананасом, закуску «по-генеральски» с фаршированным перцем, «пестрый» гуляш в горшочке с вином.
Фото: Книга «Екатеринбург торговый», РИА «Филантроп», Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Ресторан «Большой Урал»
Адрес: ул. Красноармейская, 1
Старейший на тот момент ресторан города, который называли «БУШем», был основан в 1932 году. В большом банкетном зале могло уместиться 300 человек — самый крупный показатель в Екатеринбурге.
В историю «Большого Урала» вошли торты — «Свадебный», «Юбилейный» весом в 300 килограммов, «Бензозаправка» со съедобными подсобными помещениями, бензоколонками, рабочими и автомобилями из карамельной массы.
Фото: Книга «Екатеринбург торговый», РИА «Филантроп», Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Ресторан «Уральские пельмени»
Адрес: пр. Ленина, 69к1
«Уральские пельмени» были известным брендом в позднесоветское время, в 1990-е годы здесь тоже любили бывать горожане. «В 8–9 классе вдвоем с одноклассником я поел на 12 рублей: выпили бутылку вина, наелись пельменями до отвала. Как сейчас помню, вышли пьяные и довольные», — вспоминает девелопер Андрей Гавриловский.
В 2014 году легендарный ресторан закрыли.
Фото: Книга «Екатеринбург торговый», РИА «Филантроп», Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Ресторан «Баркас»
Адрес: Фурманова, 117
В «Баркасе», как и во многих заведениях, практиковали стриптиз — но пошли дальше. «Здесь кушали сырую рыбу с голых женщин. Как в голливудских боевиках: «Заработаем много денег и будем есть еду с голых баб». Накрывался стол, ложилась раздетая девушка и прямо с нее ели», — вспоминает бизнесмен Игорь Черноголов.
*признан Минюстом иностранным агентом