Начинаем проект экскурсией на коровью ферму агрофирмы «Патруши» — это одно из предприятий «УГМК-Агро», основной поставщик молока для бренда «Здорово».
30 второклассников с криками радости выпрыгивают из автобуса и разноцветными горошинами рассыпаются по территории — от центра Екатеринбурга до коровника ехать примерно час, подвижным восьмилеткам трудновато так долго сидеть на одном месте.
|
---|
Пять минут на прыжки и бег — и детей призывают к порядку. |
Илья Бондарев, генеральный директор «УГМК-Агро», начинает экскурсию.
— Ребята, вы находитесь в коровьем хозяйстве агрофирмы «Патруши». Здесь живет более тысячи дойных коров и примерно 200 телят. Каждая корова дает 8,5 тонн молока в год.
— Это как небольшое озеро? — слышится голос из ребячьих рядов.
— Если собрать всё молоко, это будет довольно большое озеро. Каждая корова в день дает примерно 30 литров. Вот представьте стандартную упаковку молока, которую покупает ваша мама. Обычно это 1 литр. Так вот, одна наша корова дает 30 таких пачек в день. А всего у нас таких коров 1300. В этом году планируем увеличить поголовье еще на 100 животных.
— А чем их кормят? А спят они стоя или лежа? А где они гуляют? — вопросы летят со всех сторон.
— Давайте просто пойдем и посмотрим, как живут наши коровы.
— А можно будет их погладить?
— Можно, вы только резких движений не делайте, а то они вас испугаются.
Светлана Сиромаха, главный зоотехник-технолог агрофирмы «Патруши»:
— Коровы у нас находятся на круглогодичном стойловом содержании, то есть на лугах они не пасутся, но по коровнику прогуливаются — никакой привязи нет. Когда приходит время дойки, коровы идут в другой зал — это для них тоже прогулка.
— У меня есть сушка, можно я ее корове дам? — спрашивает одна из девочек.
— Попробуй, но не факт, что она будет ее есть: такая еда корове незнакома.
— А что они едят?
— Наши коровы едят в основном те корма, которые мы производим сами. У нас 4 тысячи гектаров пахотных земель, мы сеем специальную траву, потом ее косим, заготавливаем сено, сенаж, силос. Всего около 50 тысяч тонн различных кормов, этого хватает как раз на год. А еще закупаем специальные комбинированные корма — в них добавлены витамины, макроэлементы, патока.
|
---|
Сушку корова есть не стала — она только что пообедала ароматным сеном. Кстати, всё, что не съели коровы, не выбрасывают, а собирают и отправляют на другую ферму: там в это сено добавят еще комбикорм, силос, сенаж и скормят бычкам. |
— Почему коровы покрашены? Вон у той спина зеленая, а у этой розовая. Они что, больны? — спрашивают сразу несколько ребятишек.
— Нет, если корова вдруг заболела, ее отделяют от основного стада в специальный загончик. А цветом наши ветеринары отмечают разные стадии жизни животного. Если корова недавно родила теленочка, ее помечают розовым, если, наоборот, готова к тому, чтобы забеременеть, ей красят спину зеленым.
|
---|
У каждой коровы на шее — ошейник с чипом. Вся информация по животному (надои, активность, беременность, болезни и проч.) отражается в компьютере. |
— Чем коровы болеют? — задает вопрос Рома.
— У них, как и у людей, разные болезни. Но чаще всего это травмы. Скажем, идут коровы на дойку, а ходят они группами, по 48 животных, в ворота зала сразу все зайти не могут. Вот и получается, что одна корова другую задела, та ногу подвернула или упала — бок ударила.
— Ей что, гипс накладывают? — глаза Ромы, кажется, сейчас вылезут из орбит.
— До такого редко доходит, это же надо ногу сломать. Но если нужно, ветеринары и гипс наложат. Хотя чаще просто таблетками лечат.
— И корова в это время молока не дает? — живо интересуется Рада.
— Корова дает молоко почти постоянно. У нее есть небольшой период, перед рождением теленочка, когда она не доится. А все остальное время нужно ее доить. Просто молоко тех коров, которые проходят какое-либо лечение, в общий удой не попадает. Когда корова приходит на дойку, оборудование считывает с ошейника ее номер. Если животное болеет, компьютер выдает запрет на общую дойку, и тогда работник подключает индивидуальный доильный аппарат, молоко собирается в отдельную емкость.
— Его просто выливают?
— Нет, его обрабатывают и дают теляткам. Для людей такое молоко опасно, а вот телятам от него ничего не будет, только вырастут побольше.
|
---|
Доильный зал рассчитан на одновременную работу с 48 животными. Высокоудойные коровы приходят сюда три раза — утром, днем и вечером. Коров, которые дают молока поменьше, доят два раза в сутки. |
Для телят в «Патрушах» организована специальная площадка. Работники называют ее телячьей деревенькой. Туда и отправляется экскурсия. Здесь ребята чувствуют себя намного комфортнее: если коровы и школьники немного опасались друг друга, то с телятами — обоюдное доверие и восторг.
|
---|
«На этой ферме живут малыши от рождения до двух месяцев. А телят постарше мы отправляем на другую площадку», — отвечает на вопросы девочек Илья Бондарев. |
Каждый теленок живет в отдельном домике на толстой подстилке из сена. Меняют ее один раз в три-четыре дня. Теленка переводят в домик через несколько часов после рождения — за счет такого содержания у малыша формируется хороший иммунитет.
«Смотрите, смотрите, теленок в пальтишке!» — кричит один из школьников, и тут же возле домика собирается толпа ребят.
|
---|
Теплые попонки — пальтишки — на телят надевают сразу после рождения и в холодные дни, когда температура воздуха опускается ниже –10 градусов. |
|
---|
«Ребята, вы уже четные и нечетные числа учили? Посмотрите на бирки наших телят: если на ней четный номер — это девочка, нечетный — мальчик», — поясняет Илья Бондарев. |
— Вот тут домик пустой и там пустой — где телята оттуда? — интересуются ребятишки.
— Или они подросли и их перевели на другую ферму, или же этот домик готовят для нового теленка. У нас каждый день рождается минимум три малыша. Давайте заглянем в родильный зал, наверняка там и сейчас есть совсем малютки. А потом пойдем на дегустацию — попробуете, какие продукты изготавливают из нашего молока.
|
---|
Этот теленок появился на свет буквально полчаса назад — до сих пор мокрый. Сейчас его обсушат, наденут на него бирку, пальтишко и отправят в индивидуальный домик. В «Патрушах» оплодотворяют коров сексированной спермой — то есть изначально разделенной по полу животного. 90% новорожденных — девочки. |
При слове «дегустация» и без того оживленные дети оживляются еще больше.
— А чем нас угощать будут? А что из вашего молока делают? А с собой забрать можно? — засыпают вопросами экскурсоводов.
— Делают самые разные продукты: йогурты, творог, творожную пасту, сыр, сметану, масло, ну и само молоко, конечно, — рассказывает ребятам Светлана Сиромаха.
— Прямо здесь делают?
— Нет, мы только держим и доим коров, собираем молоко в специальную цистерну. Каждое утро к нам приезжает огромный молоковоз, мы заливаем в него всё молоко, которое надоили с наших коров за сутки, — это около 35 тонн. Машина везет это молоко на завод в Верхнюю Пышму. Там уже его обрабатывают, пастеризуют, сквашивают, сепарируют и так далее — делают из него различную продукцию.
|
---|
Молоко патрушихинских коров отправляется на Верхнепышминский молочный завод, где из него изготавливают до 30 видов различной продукции. |
— А если молоко испортится, пока его везут?
— Это невозможно. Ехать тут недалеко — чуть дольше часа. За это время ничего не случится. Каждый молоковоз перед тем, как ехать за сырьем, специальным образом чистят, дезинфицируют, чтобы там не было никаких микробов. Наши цистерны также всегда чистые: как только из них молоко сливают, происходит автоматическая дезинфекция. И следующая партия поступает уже в очищенную цистерну.
Когда все йогурты и творожные пасты съедены, выпиты и разобраны по рюкзакам («Можно мне для мамы взять?») — дети начинают делиться впечатлениями.
— А я раньше не пил молока, думал, что корову для этого выжимают, как тряпку, и ей больно, — рассказывает один мальчик. — А оказывается, они сами доиться ходят.
— Меня одна телочка всю облизала и воду у меня всю выпила, я ей из своей бутылки наливала, отпускать меня не хотела, так смотрела грустно, когда я уходила. Беленькая такая…
— А я, перед тем как ехать сюда, спросила у мамы, можно ли мне теленка завести, она разрешила, если я убирать за ним сама буду.
— Да чем ты ее кормить будешь! Видела, сколько коровы едят!
— У нас на даче трава большая и сочная, буду ей рвать и кормить!
— Она же вырастет! Ты же видела, какие они большие, наверное, 3 тонны весят!
— Ну не три тонны, а 650 кг в среднем, — вступает в разговор зоотехник Светлана Сиромаха. — А вот дома держать ты теленка точно не сможешь. Это рождается он весом в 35–40 кг, но каждый день прибавляет по килограмму. Манной кашей ты его кормить не будешь, надо ему и молоко с добавками, и сено. Ест он не тарелками, а ведрами. И выводит из организма столько же. У нас автоматически навоз убирается в коровниках, а ты руками будешь выгребать?
— А вы коровам имена не даете? Только номера?
— Имя корове еще заслужить надо (смеется, — прим. ред.). Тех животных, которые дают больше всего молока, мы называем по именам и даже фотографируем на доску почета.
|
---|
Коров — чемпионок по надоям знают по именам. Те же, кто дает молока не столь много, имеют только порядковый номер. |
— Ну что, ребята, довольны вы экскурсией?
— Да! — дружно кричат второклашки.
— А что понравилось больше всего?
— Йогурт! А мне творожная паста! И сыр! — кричат дети наперебой.
— А мне та телочка понравилась, беленькая, которая у меня воду пила, — тихо говорит девочка Аня. — Я спрошу у мамы, можем ли мы ее к себе взять — моя бабушка в деревне живет, там коровке хорошо будет. Я тогда и доить сама научусь, буду приезжать и доить ее, и молоко всегда будет свежее.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU; архив 66.ru
И наглядный пример, как растить людей рабочих специальностей, а не бесконечных перепродавателей.