Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как ретейлеры перерабатывают продукцию нетоварного вида без вреда природе

3 октября 2023, 09:19
Новости партнеров
Как ретейлеры перерабатывают продукцию нетоварного вида без вреда природе
Фото: предоставлено 66.RU партнером публикации
В последние годы во всех крупных российских компаниях появилось новое направление деятельности — устойчивое развитие (sustainable development). Иначе говоря — минимизация вреда, который компания наносит планете.

В программы устойчивого развития крупных компаний входят такие ориентиры, как «зеленая экономика», ЗОЖ, вторая жизнь упаковки, энергосбережение и т. п. Для сегмента ретейла основной точкой роста стал курс на снижение коэффициента образования отходов, львиная доля которых появляется на предприятиях этой сферы в результате утилизации упаковки и образования нереализованной пищевой продукции.

Масштаб проблемы сложно переоценить — по всей стране объемы нереализованной предприятиями ретейла продукции исчисляются сотнями тысяч тонн в год. И если упаковочные и транспортировочные материалы в большинстве случаев можно подвергнуть переработке, то для пищевых продуктов не все так просто. Их утилизация, как правило, идет вразрез с термином «устойчивое развитие».

Тренд, набирающий популярность у ретейлеров, — передача нереализованной продукции для нужд фермерских хозяйств, на корм животным. Конечно, речь идет не о просроченных и испорченных товарах, а об утративших внешний вид в результате замятия, некрасивой формы и т. д. продуктов, в пользу которых розничный покупатель не сделает выбор.

Как ретейлеры перерабатывают продукцию нетоварного вида без вреда природе
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

В 2022 году торговая сеть «Пятерочка» передала в фермерские хозяйства более 90 тысяч тонн такой продукции. «Механика взаимодействия простая: овощи и фрукты, которые более непригодны для реализации в магазинах, но могут быть использованы в сельском хозяйстве, находясь в рамках своего срока годности, передаются на корм для животных. Добросовестных фермеров выбирают на основании торгов и строгого соответствия внутренним регламентам компании. В итоге фермеры осуществляют ежедневный вывоз продукции, а оплата производится согласно фактически вывезенному объему», — отметили в торговой сети.

Подрядчики торговой сети, участвующие в этих торгах, — сторонние компании-операторы, которые потом находят клиентов (фермы, подворья, контактные зоопарки) и оказывают им информационные услуги, связывая с конкретными торговыми точками, из которых нужно ежедневно осуществлять вывоз продукции, потерявшей товарный вид до истечения срока годности.

Продукция, потерявшая товарный вид, собирается в магазинах в специальной таре. Поскольку долго хранить ее нельзя, фермеры посещают магазины ежедневно. В присутствии обеих сторон (администрации магазина и фермера) продукты взвешивают и грузят в автомобиль фермера, далее он везет их к себе на подворье.

Александр Крыжановский, владелец подворья в Арамиле:

— Четыре года назад мне предложили забирать нереализованные продукты из магазина, с тех пор я приезжаю сюда каждый день. За раз забираю до четырех ящиков продуктов. В них фрукты, овощи, хлеб, иногда бакалея.

Как ретейлеры перерабатывают продукцию нетоварного вида без вреда природе
Фото: предоставлено 66.RU партнером публикации

На подворье Александра в Арамиле — два бычка, по сотне индюшек и перепелок и порядка 500 бройлеров. Хозяйство ведет уже 13 лет. Признается, что на участке в несколько соток давно стало тесно и никакого развития подворье не получает. Но для маленького хозяйства, живущего на самоокупаемости, ежедневные порции лакомств для животных, питающихся комбикормами, — большое подспорье.

«Основной мотивацией развития проекта является тот факт, что органика — это значительная часть общего объема образующихся отходов, одновременно являющаяся ценным ресурсом для переработки. Увеличение доли полезного использования непригодной к продаже пищевой продукции снижает негативное воздействие на окружающую среду. Некоторые товары магазины не могут продать попросту из-за каких-то визуальных недостатков, и их приходится просто выбрасывать. Наша основная цель — увеличить долю перерабатываемых отходов: в настоящее время на корм животным мы передаем 20% от всех пищевых отходов, а к 2025 году хотим увеличить долю до 30%. Мы получаем положительный отклик от наших партнеров, что доказывает важность и необходимость реализации таких инициатив. Мы продолжим развивать данное направление, подключая больше фермерских хозяйств к программе и разрабатывая альтернативные методики сокращения отходов», — прокомментировали в «Пятерочке».

Всего к программе подключено 10 фермерских хозяйств, расположенных в разных регионах России. Наибольшую вовлеченность проект показывает в Свердловской области: здесь на корм животным передается 40% продукции, потерявшей товарный вид. По оценке экспертов, за 1-е полугодие 2023 года около 20% продукции, потерявшей товарный вид, было передано именно на корм животным. В 2021 году фермеры получили до 83 тысяч тонн продуктов, а в 2022 году — порядка 90 тысяч тонн.