Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Песок, соль, гранулы: ищем лучшее средство для борьбы с гололедом

24 марта 2023, 15:35
Новости партнеров
Песок, соль, гранулы: ищем лучшее средство для борьбы с гололедом
Фото: 66.RU
В ближайшие две недели синоптики обещают Екатеринбургу температуры от +15 до -6, ледяной дождь, мокрый снег и, как следствие, гололедицу. Бороться со скользкими тротуарами в столице Урала продолжают с помощью песка, хотя для проезжих частей уже давно применяют более современные противогололедные средства. Разбираемся, в чем соль зимнего содержания дорог.

Споры о пртивогололедных материалах (ПГМ), их экологичности и эффективности ведутся уже не один век: с тех пор, как дороги и тротуары крупных городов России начали посыпать песком и солью. А это делали еще в конце XIX столетия.

Чем больше вырастали города, чем больше в них появлялось машин и пешеходов, тем острее вставал вопрос борьбы с гололедом. В советское время основным средством для обработки дорог и тротуаров была хорошо известная песко-соляная смесь: 90% карьерного или речного песка и 10% хлорида натрия — по сути, та же поваренная соль, но более грубой очистки.

В 90-е от песка решили отказаться и стали посыпать дороги чистой солью, попутно экспериментируя с составом. К традиционному хлориду натрия добавились, к примеру, хлористый кальций и хлористый магний (бишофит) — вещества со схожим принципом действия, но более безопасные в экологическом плане. Ведь от многолетнего использования хлорида натрия начала страдать природа: реагенты сыпали без меры, почвы засаливались, из-за чего на страдали растения. А еще техническая соль портит покрышки, вызывает коррозию кузовных деталей транспорта и городских коммуникаций, разрушает обувь прохожих и разъедает лапы домашних питомцев — на все это жаловались жители «пересоленных» зимних городов.

Затем исследователи начали экспериментировать с добавками — чтобы увеличить плавящую способность и уменьшить воздействие на окружающую среду. Так появились современные многокомпонентные противогололедные материалы.

Однако песок и соль — вместе и по отдельности — остаются самым популярным средством борьбы с наледью. В первую очередь, за счет своей цены. Килограмм технической соли стоит 8–10 рублей. Цена за кубометр песка в среднем — 800 рублей, вес такого кубометра — примерно 1,3-1,5 тонны. Стоимость в пересчете на килограммы — около 50 копеек.

Песок, соль, гранулы: ищем лучшее средство для борьбы с гололедом
Фото: архив 66.ru

Соль и песок с дорог попадают во дворы и квартиры — на колесах автомобилей и подошвах обуви пешеходов.

Стоимость современных реагентов значительно выше — от 20 рублей за 1 кг. Для муниципального бюджета это существенная разница. Но несмотря на более высокую стоимость, в итоге многокомпонентные ПГМ оказываются экономически более выгодными.

Состав имеет значение

«Продвинутые» ПГМ состоят из традиционно используемых хлорида натрия и хлорида кальция, смешанных в определенных пропорциях, и «присадок» — например, формиат натрия уменьшает коррозионные свойства солей, а биофильные добавки при попадании в грунт снижают засоление почвы и не дают натрию накапливаться.

Все действующие компоненты упакованы в одну гранулу, которая начинает действовать сразу при соприкосновении со льдом. Внешняя оболочка из минеральной соли выделяет тепло и плавит верхний слой наледи, за счет чего гранула проваливается вглубь. Дальше начинает работать ядро гранулы, которое состоит из обычной поваренной соли — она размягчает наледь изнутри.

За счет такого состава для обработки обледеневшей поверхности требуется меньше реагента, чем песка или песко-соляной смеси (ПСС).

К примеру, по данным администрации Екатеринбурга, за одну только ночь с 9 на 10 марта, когда в городе ликвидировали последствия снегопада при околонулевой температуре, использовали 12 тонн фракционного песка. В сезон счет идет на сотню тысяч тонн. Тогда как реагентов — в Екатеринбурге, как и во многих других городах-миллионниках, используют «Бионорд» — в среднем за сезон город тратит от 4,5 до 7 тонн. Для более низкого расхода есть и еще одна причина: многокомпонентный состав, в отличие от ПСС, действует при температурах до -30 градусов — для удаления наледи не требуется повторного применения реагента.

Песок, соль, гранулы: ищем лучшее средство для борьбы с гололедом
Фото: архив 66.ru

Главная задача коммунальных служб — соблюсти регламент уборки после обработки улиц реагентами. Все сроки и последовательность действий коммунальщиков четко прописаны в соответствующем документе

Не оставил следа

Еще один плюс современных многокомпонентных ПГМ — они практически не оставляют осадка после применения. Тот же «Бионорд» «исчезает» на 98%, после обработки наледи этим реагентом остается прозрачный раствор, по составу напоминающий морскую воду. Еще 2% убираются вместе со снежной кашей.

В этом «бесследном исчезновении» — один из главных секретов экономии. Песок и гранитная крошка, которую в том числе используют в Екатеринбурге для противогололедной обработки тротуаров, вместе с потоками тающего снега попадают в ливневую канализацию и забивают ее. Последствия этого жители города ощущают на себе каждое лето во время грозовых дождей.

Кроме того, песок — хоть и природное вещество, при использовании в качестве ПГМ наносит окружающей среде немалый вред. В качестве реагента в основном используется мелкий речной песок. Его сыплют на дороги без четкого дозирования, под колесами автомобилей и без того мелкая фракция измельчается еще больше, смешивается с резиной, выхлопными газами, частичками асфальта, битумами, тяжелыми металлами из топлива. Такая смесь обладает канцерогенными свойствами, вызывает аллергии. При этом полностью убрать песок с дорог — невозможно, он становится пылью, поднимается в воздух, которым дышат жители города.

Растаял сам по себе

Вывоз снега и его утилизация — одна из больших статей в общем перечне расходов на зимнее содержание дорог. В Екатеринбурге снег складируется на восьми полигонах, расположенных в разных районах. В зимние месяцы из уральской столицы вывозят более 1,5 тысяч тонн твердых осадков ежедневно. Станцию снеготаяния, о которой власти города говорят с 2011 года, пока так и не построили, так что весь массив вывезенного снега тает естественным образом — от весеннего солнца. Это совсем не экологичный метод: снег с дорог аккумулирует в себе вредные вещества — частицы топлива, автомобильных шин, асфальта и бетонного покрытия и т. д. В процессе таяния он загрязняет почву под полигонами и грунтовые воды, которые, в свою очередь, загрязняют реки.

Песок, соль, гранулы: ищем лучшее средство для борьбы с гололедом
Фото: архив 66.ru

Сам процесс вывоза снега, в котором задействованы многотонные грузовики, нельзя назвать ни экологичным, ни экономичным: автотехника требует расходов на обслуживание и ГСМ.

Снизить расходы и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду можно за счет новых видов ПГМ. К таким относится, например, двухфазный «Бионорд». С 2020 года его используют и в Екатеринбурге, но не везде: применение этого ПГМ требует особой спецтехники, а таких машин пока в городе немного.

Суть этой технологии проста: реагенты используются в двух состояниях — твердые гранулы и солевой раствор. Перед обработкой дороги гранулы сбрызгивают этим раствором — реагент тут же прилипает к наледи, не разносится ветром, колесами автомобилей, не засаливает почву. При этом реагент сразу начинает действовать: плавить лед и растапливать снег — твердых снежных масс просто не остается, вывозить нечего.

Для России двухфазная технология нанесения реагентов достаточно новая — впервые ее начали применять пять лет назад. За границей такой метод используют уже порядка 20 лет, и за это время многие дорожные службы и университеты доказали, что он наиболее экологичный и экономичный из всех имеющихся.

Капля дегтя в ложке ПГМ

Как бы ни эволюционировали ПГМ, главной проблемой городов остается парк специальной техники, убирающей дороги в зимнее время. Если крупные города могут выделить средства на закупку новых машин, то для небольших населенных пунктов зачастую это невозможно. И на дороги там продолжают сыпать неэффективные и неэкологичные материалы.

Есть и еще одна проблема. По словам экспертов Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, реагенты уже достигли своего потолка — из них выжали просто максимум.Теперь дело не столько за новыми разработками материалов, сколько за совершенствованием погодного мониторинга. Когда подрядчику, отвечающему за уборку снега, будет приходить прогноз — на таком-то участке через 40 минут может образоваться лед, соответственно, туда можно будет точечно направлять технику и обрабатывать только нужную территорию.

В Свердловской области погодный мониторинг сейчас активно развивается. В 2022 году благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» регион получил более 360 млн рублей на построение интеллектуальных транспортных систем. Речь идет об установке «умных» светофоров, остановок, детекторов транспорта и метеомониторинге. По данным областного правительства, сегодня на дорогах области работает 50 метеопостов — специальных комплексов, оборудованных датчиками и видеокамерами. Они в режиме реального времени определяют погоду, интенсивность осадков, состояние проезжей части, коэффициент сцепления, температуру покрытия. Вся информация поступает к специалистам управления дорог Свердловской области. Они принимают решение о проведении профилактических работ против образования наледи и снежного наката.

За счет точечного реагирования и превентивной обработки дорог постепенно можно уменьшать расход ПГМ, не снижая при этом качество уборки улиц и не рискуя безопасностью автомобилистов и пешеходов. Ведь единственная цель применения ПГМ — минимизировать, а лучше свести к нулю, количество травм и ДТП на дорогах.