Во многих странах, где климат схож с российским и зимой бывают сильные снегопады, значительную часть дорог и тротуаров не очищают от снега вовсе — они остаются под снежным накатом толщиной в несколько сантиметров. В экстренных случаях и на гостевых маршрутах крупных городов используются солевые реагенты. Но — только на проезжей части и при строгом соблюдении регламента по уборке.
Впрочем, есть и более интересные варианты бороться с наледью на дорогах.
В Исландии от снега избавляются самым экологичным способом — используя силы самой природы. Там загнали в трубы воду из геотермальных источников — она обогревает дома и офисы в исландских городах, а сами коммуникации идут под тротуарами и дорогами. Температуры этой воды хватает, чтобы растопить снег на поверхности дороги. Проезжая часть и тротуары при этом остаются чистыми. Такой же способ очистки улиц от снега используется в японском городе Саппоро.
В Баварии, одном из германских регионов, власти придумали использовать для борьбы с гололедом раствор, оставшийся от производства соленых огурцов у местных производителей. Впервые такой способ решили применить пару лет назад. Тогда рассолом обработали около 1500 км дорог. В этом году практику продолжили. Компании-производители охотно поставляют свой рассол властям, потому что таким образом могут экономить на очистке отработанной воды.
Необычные соляные растворы применяют против гололеда в некоторых провинциях Канады. В одном из городов на юге Квебека тротуары и дороги обрабатывают смесью хлорида натрия и сока сахарной свеклы. Сок делает раствор более плотным, за счет этого соль сильнее прилипает к дорожному покрытию и лучше топит лед. А благодаря тому, что в соке есть собственные кислоты, которые выступают как дополнительный реагент, расход соли уменьшается почти на 30%.
В американском штате Теннесси вместо свекольного используют картофельный сок — эффект примерно такой же.
Да, оказывается, на кофейной гуще можно не только гадать. Применить остатки молотого кофе для борьбы с гололедом решили в украинском Львове. Органическим материалом посыпали дорожки в парках и скверах, объяснив это тем, что это экологичный способ борьбы с гололедом: кофе хорошо влияет на почву и лишен недостатков традиционных песко-соляных смесей, в частности, он не превратится в пыль по весне.
Последние недели декабря выдались в Екатеринбурге снежными. Из окна смотреть на это белое великолепие — одно удовольствие: сразу создается новогоднее настроение. Но вот передвигаться по заснеженному городу не хочется: на дорогах — пробки, а тротуары превратились либо в «козьи тропки» в сугробах, либо в скользкие дорожки. В отношении городских властей даже завели административное дело — за некачественную уборку улиц. После этого в мэрии заявили о том, что выделят 750 млн руб. на покупку снегоуборочной техники. Правда, придет она только следующей весной. До этого времени бороться с последствиями снегопадов будут уже испытанными методами: в Екатеринбурге это дворники, реагенты и старый добрый песок — для тротуаров. Но добрый ли?
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Во многих городах, где, как и в Екатеринбурге, бывают снегопады при температурах около ноля, а значит, есть риск гололеда, от такого метода обработки тротуара давно отказались. Например, в Москве песок для борьбы с наледью не используется уже около 10 лет. В ГБУ «Автомобильные дороги» отказ от песка пояснили так: смываясь вместе с тающим снегом и дождевым стоком с улиц и тротуаров, песок оседает в приемных колодцах и забивает подземные коммуникации. Это плохо влияет на работоспособность водоотводной системы столицы, сокращает срок службы трубопроводов.
Кроме того, песок весной превращается в пыль. Если вовремя не вывести на дорогу вакуумные пылесосы, возможны песчаные бури. Жители Санкт-Петербурга, где уже несколько лет на зимних улицах используют песок, отмечали, что такое бывает почти ежегодно. Экологичность песка как противогололедного материала также вызывает сомнения.
— Песок на дороге становится веществом 2-го класса опасности, потому что аккумулирует в себе тяжелые металлы и канцерогены, которые выделяет автотранспорт, смешивается с частицами битума, резиной от покрышек, бензином и маслами. Весной вся эта взвесь поднимается в воздух и может вызывать легочные заболевания, конъюнктивиты, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Негативное влияние песка на здоровье людей доказано и Всемирной организацией здравоохранения, поэтому во многих странах применять его в населенных пунктах запрещено.
В Москве, к примеру, для обработки тротуаров применяют многокомпонентные противогололедные материалы. Чаще всего — на основе формиатов. Эта тоже одна из разновидностей солей, но, в отличие от хлорида натрия (эта соль используется в традиционных смесях), формиат натрия распадается в природе на безопасные составляющие и попутно очищает биосферу от вредных компонентов.
По мнению экспертов, именно многокомпонентные ПГМ на сегодня — наиболее оптимальный способ борьбы с наледью на тротуарах.