Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Нам и не снилось: четыре самых необычных способа борьбы с гололедом

24 декабря 2021, 14:49
Новости партнеров
Нам и не снилось: четыре самых необычных способа борьбы с гололедом
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Как только выпадает снег, жители Екатеринбурга начинают споры на тему: нужно ли что-то сыпать на тротуары или достаточно вовремя их чистить. В этом году дискуссия была особо острой: из-за погодных качелей большинство пешеходных дорожек в городе превратилось в каток. Мы решили изучить, как борются с обледенением тротуаров в других странах. Некоторые способы весьма необычны.

Во многих странах, где климат схож с российским и зимой бывают сильные снегопады, значительную часть дорог и тротуаров не очищают от снега вовсе — они остаются под снежным накатом толщиной в несколько сантиметров. В экстренных случаях и на гостевых маршрутах крупных городов используются солевые реагенты. Но — только на проезжей части и при строгом соблюдении регламента по уборке.

Впрочем, есть и более интересные варианты бороться с наледью на дорогах.

Самые необычные антиобледенители

1. Горячие источники

В Исландии от снега избавляются самым экологичным способом — используя силы самой природы. Там загнали в трубы воду из геотермальных источников — она обогревает дома и офисы в исландских городах, а сами коммуникации идут под тротуарами и дорогами. Температуры этой воды хватает, чтобы растопить снег на поверхности дороги. Проезжая часть и тротуары при этом остаются чистыми. Такой же способ очистки улиц от снега используется в японском городе Саппоро.

2. Огуречный рассол

В Баварии, одном из германских регионов, власти придумали использовать для борьбы с гололедом раствор, оставшийся от производства соленых огурцов у местных производителей. Впервые такой способ решили применить пару лет назад. Тогда рассолом обработали около 1500 км дорог. В этом году практику продолжили. Компании-производители охотно поставляют свой рассол властям, потому что таким образом могут экономить на очистке отработанной воды.

3. Свекольный и картофельный сок

Необычные соляные растворы применяют против гололеда в некоторых провинциях Канады. В одном из городов на юге Квебека тротуары и дороги обрабатывают смесью хлорида натрия и сока сахарной свеклы. Сок делает раствор более плотным, за счет этого соль сильнее прилипает к дорожному покрытию и лучше топит лед. А благодаря тому, что в соке есть собственные кислоты, которые выступают как дополнительный реагент, расход соли уменьшается почти на 30%.

В американском штате Теннесси вместо свекольного используют картофельный сок — эффект примерно такой же.

4. Кофейная гуща

Да, оказывается, на кофейной гуще можно не только гадать. Применить остатки молотого кофе для борьбы с гололедом решили в украинском Львове. Органическим материалом посыпали дорожки в парках и скверах, объяснив это тем, что это экологичный способ борьбы с гололедом: кофе хорошо влияет на почву и лишен недостатков традиционных песко-соляных смесей, в частности, он не превратится в пыль по весне.

А что у нас?

Последние недели декабря выдались в Екатеринбурге снежными. Из окна смотреть на это белое великолепие — одно удовольствие: сразу создается новогоднее настроение. Но вот передвигаться по заснеженному городу не хочется: на дорогах — пробки, а тротуары превратились либо в «козьи тропки» в сугробах, либо в скользкие дорожки. В отношении городских властей даже завели административное дело — за некачественную уборку улиц. После этого в мэрии заявили о том, что выделят 750 млн руб. на покупку снегоуборочной техники. Правда, придет она только следующей весной. До этого времени бороться с последствиями снегопадов будут уже испытанными методами: в Екатеринбурге это дворники, реагенты и старый добрый песок — для тротуаров. Но добрый ли?

Фото: Антон Буценко, 66.RU

Во многих городах, где, как и в Екатеринбурге, бывают снегопады при температурах около ноля, а значит, есть риск гололеда, от такого метода обработки тротуара давно отказались. Например, в Москве песок для борьбы с наледью не используется уже около 10 лет. В ГБУ «Автомобильные дороги» отказ от песка пояснили так: смываясь вместе с тающим снегом и дождевым стоком с улиц и тротуаров, песок оседает в приемных колодцах и забивает подземные коммуникации. Это плохо влияет на работоспособность водоотводной системы столицы, сокращает срок службы трубопроводов.

Кроме того, песок весной превращается в пыль. Если вовремя не вывести на дорогу вакуумные пылесосы, возможны песчаные бури. Жители Санкт-Петербурга, где уже несколько лет на зимних улицах используют песок, отмечали, что такое бывает почти ежегодно. Экологичность песка как противогололедного материала также вызывает сомнения.

Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог:

— Песок на дороге становится веществом 2-го класса опасности, потому что аккумулирует в себе тяжелые металлы и канцерогены, которые выделяет автотранспорт, смешивается с частицами битума, резиной от покрышек, бензином и маслами. Весной вся эта взвесь поднимается в воздух и может вызывать легочные заболевания, конъюнктивиты, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Негативное влияние песка на здоровье людей доказано и Всемирной организацией здравоохранения, поэтому во многих странах применять его в населенных пунктах запрещено.

В Москве, к примеру, для обработки тротуаров применяют многокомпонентные противогололедные материалы. Чаще всего — на основе формиатов. Эта тоже одна из разновидностей солей, но, в отличие от хлорида натрия (эта соль используется в традиционных смесях), формиат натрия распадается в природе на безопасные составляющие и попутно очищает биосферу от вредных компонентов.

По мнению экспертов, именно многокомпонентные ПГМ на сегодня — наиболее оптимальный способ борьбы с наледью на тротуарах.