В ближайшем будущем в России ожидается введение в оборот цифрового рубля. Тестирование нового платежного инструмента запланировано уже на 2022 год. Цифровой рубль будет эмитироваться Центробанком, храниться на электронных кошельках Банка России.
— Мы являемся последним поколением, которое пользуется банкнотами. Пройдет еще несколько лет и слово «наличные» станет анахронизмом. За последнее десятилетие наша страна стала лидером по темпам роста числа карточных транзакций на душу населения.
Сервис «Госуслуги» масштабируется на все большее количество веб-приложений, а дополнит картину развитие при участии государства Единой биометрической системы. С ее помощью потребители смогут использовать свои биометрические данные для бесшовного получения различных услуг — от открытия счета в банке и покупки билетов до оформления кредита и страховки.
Еще один важный тренд — развитие финансовых экосистем и растущий рынок маркетплейсов, который в скором времени могут распространиться на пенсионные продукты, продукты микрофинансирования, индивидуальные и инвестиционные счета.
Одним из драйверов развития потребительского рынка является модель совместного потребления — коллективное пользование товарами или услугами без обязательного владения, она же шеринговая экономика. По данным экспертов рынка*, в 2020 году ее рост составил 39%, а объем превысил 1 трлн рублей. Развитие шеринга повлечет за собой изменения на многих рынках, в том числе, финансовом.
На идеологию потребления повлияют и развитие технологий Системы быстрых платежей. Все больше платежей будет осуществляться через различные устройства, а оплата через QR-коды и NFC распространится не только на физические, но и юридические лица.
Голосовые помощники становятся частью финансовых экосистем. Первые попытки внедрить сервис голосовых помощников уже предприняли многие финансовые организации.
Еще один важный тренд связан с развитием API-технологий, которые упрощают обмен данными между различными платформами, оптимизируют бизнес-процессы и взаимодействие между компаниями.
Подписка на продукты и услуги — стремительно развивающийся сегмент на многих рынках, в том числе автомобильном и финансовом.
— Уже сегодня Страховой Дом ВСК получает более 30% денег от бизнеса через онлайн-сервисы, свыше 60% урегулирований по каско происходит онлайн. Мы уже разработали эксклюзивный продукт для пользователей арендованных автомобилей по подписке. Наша аналитики отмечают высокий потенциал развития страховых решений для экосистем продуктов по подписке, и мы будет далее развивать это направление.
Использование технологии Big Data на финансовом рынке будет способствовать персонализации предложений и разработке индивидуальных тарифов, позволяющих настроить долгосрочные отношения с клиентами.
Еще один тренд связан с развитием дистанционных сервисов, которые все больше привлекают потребителей. В том числе клиентов страховых компаний, заинтересованных в покупке цифровых полисов (не только на Е-ОСАГО и ВЗР, но и каско, ДМС, НС, ИФЛ и др.), а также дистанционном урегулировании убытков.
*Исследование BCG