Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

На YouTube канале Центра культуры «Урал» состоится показ цикла из 6 фильмов «Была одна история…»

30 апреля 2020, 18:04
Новости партнеров
На YouTube канале Центра культуры «Урал» состоится показ цикла из 6 фильмов «Была одна история…»
Фото: предоставлено организаторами
Показы пройдут 4 мая — 9 мая 2020 года.

В мае 2017 года в программе празднования «Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» состоялась премьера проекта — «Лекция-спектакль «Была одна история». Жителям и гостям Екатеринбурга в театрализованной форме были представлены фильмы, раскрывающие уникальные факты о жизни родного города во время Великой Отечественной войны; о героических людях и судьбоносных для города событиях, о роли промышленных предприятий, ведущих культурных и учебных заведений Свердловска в приближении Великой Победы. Мероприятие состоялось на площади 1905 года, сразу после прямой трансляции парада на Красной площади.

Каждый день с 4 по 9 мая в 17:00 Центр культуры «Урал» вновь покажет эти истории, в которых удивительными фактами поделятся хранители истории Уральского федерального университета им. Б. Ельцина, СГА «Театра Музыкальной Комедии», Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, музея истории Уралмашзавода и Завода №9, Объединенного музея писателей Урала и Екатеринбургского музея изобразительных искусств. И поверьте, им есть что рассказать, ведь в Свердловск уже в первые месяцы войны были эвакуированы десятки фабрик и заводов, ведущие музеи и театры страны. Город стал эпицентром общения сотен деятелей науки, искусства и культуры. Число жителей города увеличилось в два раза!

Знают ли екатеринбуржцы, каких танков боялся Гитлер и кто стоит за разработкой танкового артиллерийского оружия на Урале? А ведь именно Уралмашзавод выпускал те танки, которых боялся даже Гитлер. После появлении легендарной гаубицы М-30 Гитлер не раз пытался разработать ее в своих цехах, но из-за того, что литье в Германии значительно уступает литью Уралмашзавода, дуло у гаубицы разрывало и ее хватало лишь на пару выстрелов. Вся фронтовая авиация обеспечивалась уралмашевскими пропеллерами и корпусными деталями для истребителей и штурмовиков. Только здесь выпускались самоходные орудия на шасси легендарного танка Т34, а бронь, выпускаемая на заводе, впоследствии спасла тысячи жизней.

Удивительно, но о том, что в годы войны в Свердловск практически полностью был эвакуирован один из самых главных музеев мира — Эрмитаж, больше знают жители Санкт-Петербурга, нежели сами екатеринбуржцы. А между тем в 1941 г. помощь в разгрузке бесценных коллекций музея оказывала вся интеллигенция города: артисты, музыканты, научные сотрудники, студенты и военные. Начальником первого эшелона был легендарный Владимир Францевич Левинсон-Лессинг, который впоследствии стал директором свердловского филиала Эрмитажа. Куда направляется состав с бесценными экспонатами, знал только он один, даже железнодорожники не знали, что и куда они везут в вагонах, а финальную точку своего маршрута они узнали уже в пути.

Фото: предоставлено организаторами

Главной валютой времен войны был обычный кусочек хлеба и, несмотря ни на что, находились люди, которые обменивали хлебные карточки, чтобы посетить выставку или сходить в театр. Они хотели понимать, что они защищают!

Владимиру Францевичу Левинсон-Лессингу была поставлена задача — после победы в целости и сохранности вернуть все коллекции в Ленинград. Первые составы покинули Свердловск в октябре 1945 года. О том, как это происходило и каково это — нести «Блудного сына» Рембрандта на своих руках, расскажет наш знаменитый художник М. Волович, будучи студентом третьего курса лично принимавший участие в погрузке машин для отправки экспонатов в Ленинград. Непостижим даже по современным меркам сам факт, что в ходе эвакуации не был потерян и не пострадал ни один экспонат!

«Внимание, говорит Москва!» — этими словами Юрий Левитан в годы Великой Отечественной начинал зачитывать по радио все приказы Иосифа Сталина, заявления правительства, самые важные сводки Совинформбюро. Вот только до сих пор далеко не все жители Урала знают, что с осени 1941 по весну 1943 года главный диктор СССР вещал из подвала здания на улице Радищева, 2. Именно в Свердловске находился самый мощный в стране радиопередатчик.

В Свердловск были эвакуированы ведущие литераторы страны. Из 64 членов Свердловского отделения Союза писателей СССР 44 были приезжими. Среди них такие известные мастера, как М. Шагинян, А. Караваева, Ю. Верховский, Ф. Гладков, Е. Пермяк, А. Коц, Л. Кассиль, Л. Гроссман и др. Любимая всеми взрослыми и детьми А. Барто, благодаря П. Бажову, стала токарем II разряда и по городским легендам сама вытачивала снаряды на Уралмашзаводе.

В годы войны в Уральский индустриальный институт (Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина), были эвакуированы многие заводы, поэтому студенты не только продолжали учебу, но и тут же работали на станках Свердловского завода «Металлист» и других предприятий. Здесь же были размещены Московский государственный университет и Военно-воздушная академия им. Жуковского.

В стенах университета заведовала кафедрой иностранных языков легендарная личность — Ольга Михайловна Веселкина. Будучи дворянкой, фрейлиной императрицы Александры Федоровны, родственницей Михаила Лермонтова, Петра Столыпина и родной сестрой флигель-адъютанта императора Николая II, Михаила Веселкина, она сумела уцелеть в водовороте событий 20 века и дать великолепные знания немецкого языка своим студентам. Именно благодаря созданной ею системе преподавания немецкого стала реальностью история знаменитого героя Советского союза — Николая Кузнецова, который принимал участие в покушениях на самых высокопоставленных военных лиц Германии. Немцы всегда принимали его за своего, настолько великолепно он владел немецким языком.

На личные средства и премии артистов театров были подарены «Красной армии» самоходные орудия, среди которых 3 танка с гордой надписью: «Наш артист» от театра Музыкальной комедии. Театр ставил по 6–8 спектаклей за сезон, в сравнении с традиционными двумя премьерами нашего времени, и работал в сумасшедшем режиме — 24 часа в сутки.

Легендарная Майя Плисецкая была эвакуирована с братьями в Свердловск. Уже тогда ее «Умирающий лебедь» приводил публику в восторг, и многие отмечали, что перед ними будущая звезда. Выступая с концертными номерами в госпитале, балерины могли танцевать для солдат с перевязанными глазами, видя, что солдаты по шороху их пуант с улыбкой на лице воссоздают в памяти все их движения.

Все эти истории напоминают нам о сакральном единстве советского народа. Никто не оставался безучастным, все ежедневно трудились на благо своей родины.

Все истории вы сможете посмотреть на YouTube канале Центра культуры «Урал».