Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России заработал новый механизм возврата денег, украденных мошенниками. Правда, есть два но

25 июля 2024, 12:14
Теперь банки обязаны на два дня блокировать все сомнительные операции по счету клиента и возвращать ему средства в течение месяца, если не сделали этого и деньги ушли злоумышленникам. Также банк должен проверять, не находится ли счет получателя средств в специальной базе регулятора, в которой фиксируют все попытки мошенничества. Проблем у новой системы как минимум две: в базе есть информация о законопослушных юридических лицах, но туда не попадают дропы — подставные лица с нескомпрометированными счетами.

С 25 июля россиянам начнут возвращать украденные со счетов деньги по новой схеме. Теперь банки обязаны приостанавливать на два дня все подозрительные переводы по счетам клиентов. Если кредитная организация не сделает этого, то вернет деньги в течение 30 календарных дней.

Какие переводы будут считать подозрительными?

  • Если получатель есть в базе данных Банка России о случаях и попытках мошеннических операций.
  • Если параметры денежного перевода нетипичны для клиента (например, по объему или месту отправки).
  • Если перед переводом клиент банка вел долгие переговоры и получал большое количество СМС-сообщений.

Банки будут обязаны приостанавливать все подозрительные переводы?

  • Да, даже если клиент настаивает на переводе или пытается совершить его повторно во время двухдневного периода приостановки. Если спустя два дня клиент все-таки решит сделать перевод на тот же подозрительный счет, то банк обязан незамедлительно исполнить такое поручение и не будет нести финансовую ответственность за решение.

Именно двое суток эксперты банковской отрасли считают необходимым периодом охлаждения. Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина предлагала установить такой же период при выдаче кредитов от миллиона рублей, чтобы защитить людей от мошенников.

В каких случаях банки должны вернуть деньги в течение 30 дней?

  • Если банк допустил перевод денег на мошеннический счет, который находится в специальной базе регулятора.
  • Если банк не направил клиенту уведомление о переводе, который был совершен без его согласия.
  • Если клиент потерял карту и уведомил об этом банк.

Эксперты отмечают две проблемы, связанные с обновленным механизмом возврата денег клиенту:

  1. В базе данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента» есть сведения о легальных магазинах. Банки предупредили регулятора о вынужденной блокировке платежей в их адрес. Инструкцию о том, как физлицам и компаниям исключить себя из этой базы, можно посмотреть здесь.
  2. Мошенников может не быть в базе данных регулятора. Как правило, первыми в цепочке мошеннической схемы используются подставные лица (дропы) с нескомпрометированными счетами. Такие счета используют единично, поэтому включать их в базу Центробанка бесполезно. По оценке зампреда правления Сбербанка Станислава Кузнецова, в России действует не менее 2 млн дропов.