Согласно изменениям, которые должны внести в инструкцию «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией», планируется установить льготный коэффициент риска по кредитам корпоративным клиентам, зарегистрированным на территории четырех новых регионов — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.
Сейчас пониженный коэффициент риска действует по кредитам предприятиям Крыма и Севастополя. Это позволяет «снизить нагрузку на капитал банков по таким займам». При этом установленный в документе коэффициент риска в размере 75% от объема кредита «не зависит от даты его выдачи». Это означает, что банки смогут его применить к уже выданным ссудам, а не только вновь выдаваемым.
«В настоящее время к таким кредитам предусматривается применение коэффициентов риска на общих основаниях, в том числе с применением повышенных коэффициентов риска (до 150%)», — пояснили в Банке России.
На новых территориях РФ в основном работает Промсвязьбанк (ПСБ, 358 отделений). С момента работы в ДНР и ЛНР (с июня 2022 года) банк открыл свыше 65 тыс. счетов корпоративным клиентам. Там поддержали планы регулятора по стимулированию кредитования в новых регионах.
Банковский эксперт Алексей Нечаев считает, что эффект от меры ЦБ будет заключаться расширении потенциала кредитования в данных регионах.
«При применении коэффициента риска в размере 75% банк на единицу капитала сможет прокредитовать в этих регионах на треть больше, чем если бы он использовал капитал для кредитования в остальных российских регионах», — цитирует его «КоммерсантЪ».
Также эксперт объяснил, что пониженный коэффициент риска «будет экономить капитал банка, который он сможет использовать для расширения кредитования как в данных регионах, так и за их пределами».
Руководитель департамента внутреннего аудита и управления рисками ФБК Роман Кенигсберг добавил, что мера направлена на стимулирование банков финансировать проекты в этих регионах, но это не означает снижения региональных рисков. Кроме того, поскольку в этих регионах действуют в основном госбанки, то для государства это мера также дает возможность сэкономить средства на их докапитализации.
Также он уверен, что если государство намерено не просто финансировать отдельные проекты, а активизировать кредитование в целом, то должны появляться инструменты снижения рисков, например госгарантии или госстрахование.
Нечаев утверждает, что эта мера «ценна для капиталодефицитных кредитных организаций». Но, по мнению Кенигсберга, сама по себе она не может стимулировать к выходу новых банковских игроков в эти регионы, так как частные банки ориентированы на высокую доходность.