Еще в прошлом марте цены начали резко расти в связи с высоким потребительским спросом. Граждане стали массово скупать сахар, крупы, макароны, приобретать недвижимость и бытовую технику. Как объяснили в ЦБ, этот скачок в расчете инфляции перестал учитываться.
В марте 2023 года динамику цен на продукты в регионе определили хороший урожай прошлого года. За счет этого животноводы смогли снизить расходы на корма, что позволило сдержать рост цен на молочные продукты. Свинина, курица, колбаса также подешевели в сравнении с мартом 2022 года. В свою очередь овощи «борщевого набора» подешевели из-за высоких запасов, а импортные бананы и апельсины — за счет восстановления логистических цепочек и укрепления рубля.
Подешевели легковые авто, шины, детские автокресла, обувь, мебель, стройматериалы и бытовая техника. Как рассказали в ЦБ, на это повлиял сдержанный потребительский спрос.
«С ценами на услуги ситуация иная: услугу сложно приобрести впрок, и поэтому ажиотажного спроса на них не наблюдается. Например, стоимость ЖКУ индексируется один раз в год, цены на образование, медицину меняются не каждый месяц. Но есть исключения. Например, цены на туризм и пассажирский транспорт сильно зависят от спроса, поэтому по ним в марте все же возник эффект высокой базы, и годовые темпы на них также снизились», — сказал экономист Уральского ГУ Центробанка Сергей Иванов.
- Эффект низкой базы в экономике возникает тогда, когда впечатляющие темпы роста того или иного индикатора объясняются его крайне низким стартовым показателем. К примеру, увеличение числа заказов с одного до пяти указывает на 400%-ный рост. Эффект высокой базы — это когда наблюдается обратное явление, при котором индикаторы растут уменьшающимися темпами.