С просьбой запретить списывать деньги с банковских карт за подписки на онлайн-сервисы без согласия граждан к руководителю Банка России Эльвире Набиуллиной обратился глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов.
В официальном письме говорится, что в РФ растут продажи товаров и услуг онлайн, но из-за этого увеличивается количество операций по запросам мошенников и «просто не вполне порядочных предпринимателей, не исключая крупнейшие интернет-площадки и популярные медиасервисы».
Отдельно Павлов отметил подписки с продлением — отписаться от некоторых из них не всегда возможно.
«Не сумев отменить платную подписку, плательщик обращается в банк с просьбой прекратить дальнейшие списания. Но там вместо этого клиенту предлагают перевыпуск карты, чем создают неоправданные сложности и зачастую дополнительные расходы — продолжение списаний. Или просят людей решать этот вопрос с тем сервисом, где была оформлена подписка, хотя проще всего это сделать через них», — говорит Павлов.
В связи с этим он просит Центробанк закрепить в списке требований к кредитным организациям норму, что они не могут отказывать плательщику в отзыве акцепта (согласие на оплату) на списания и не должны переводить деньги по требованию получателя.
В крупных кредитных организациях корреспонденту «Известий» подтвердили, что если подписка оформлялась на сайте сервиса, там ее и нужно отменять.
«Банк не имеет оснований прекратить списание денег по подписке по просьбе клиента, так как выступает сторонним лицом в договоренностях между держателем карты и поставщиком услуги. Для того чтобы избежать списания денежных средств со своего счета, необходимо заблаговременно отказаться от использования данных услуг», — уточнили в банке «Зенит».
В Центробанке заявили, что изучат предложения ОПИ. По данным регулятора, подписка на какой-либо сервис — услуга (абонентский договор), на которую распространяются положения Гражданского кодекса и Закона о защите прав потребителей, а это означает, что клиент может расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Также в регуляторе уточнили, что если компании усложняют процедуру отказа от подписки, то в таких ситуациях некоторые банки сами предлагают услугу по блокировке периодических платежей (в том числе по подпискам) без обращения к компании, предоставляющей сервис. Также ЦБ рекомендует банкам обеспечить возможность в мобильном приложении отказаться от любых периодических платежей.
«Банк гипотетически мог бы отвязывать карты за клиента по его поручению, но это может требовать изменений в текущем законодательстве и наделения кредитных организаций большими полномочиями», — отметил руководитель лаборатории блокчейна и финтеха Школы управления «Сколково» Егор Кривошея.
Но если обязать банки это делать, то издержек на реализацию такой инициативы может быть больше, чем выгод от нее для клиентов, считает специалист.
Представители онлайн-ресурсов считают инициативу избыточной. По словам гендиректора ассоциации «Интернет-видео» Алексея Бырдина, крупные интернет-ресурсы предлагают понятные механизмы отключения подписок. Он уверяет, что проблемы с отпиской — единичные случаи.
- В марте 2022 года в Госдуме заявили о разработке законопроекта, обязывающего интернет-сервисы предупреждать клиентов о планируемых списаниях. Документ должны внести в российский парламент на рассмотрение в весеннюю сессию.