Заместитель министра финансов России Алексей Моисеев считает, что доллар и евро стали «токсичными валютами», а на смену им в процессе девалютизации российского банковского сектора приходят валюты «дружественных стран». В интервью для РБК Моисеев рассказал, что это в первую очередь китайский юань и и арабский дирхам.
«Валюта, на которую в первую очередь сейчас все смотрят, — это, конечно, юань, потому что там и рынок большой, и курс стабильный, во всяком случае, по отношению к курсу доллара. Но юань — не единственная валюта, которая рассматривается. Рассматриваются и дирхам, и ряд других валют более мелких рынков», — сказал Моисеев.
Замминистра утверждает, что рассматривают валюту, обладающую курсовой стабильностью, ликвидностью и по отношению к которой нет валютного контроля в стране. К ним, к примеру, не относятся турецкая лира, аргентинский песо или индийские рупии.
«Посмотрите, как у нас изменился объем [торгов на Мосбирже] валютной парой рубль-юань — с февраля вырос в 50 раз. Все расторгуется, если есть спрос и предложение, — говорит Моисеев.
Дирхам ОАЭ может быть интересен российским экономическим агентам не только как способ расчета, но и способ хранения стоимости, считает Моисеев. Дирхам «стабилен», указал он.
- В начале августа Центробанк на полгода продлил ограничения на снятие наличной иностранной валюты — до 9 марта 2023 года. Как и ранее, снять можно будет только 10 тыс. долларов США или евро независимо от валюты вклада. Ограничения действуют с марта.
- С конца мая крупные российские банки начали ухудшать для клиентов условия хранения валюты (в основном долларов и евро) на счетах и депозитах. Например, вводили комиссии за обслуживание, приостанавливали прием новых вкладов и повысили плату за валютные переводы.