В конце февраля люди в испуге побежали снимать наличные из банков, затем ЦБ РФ поднял ключевую ставку до 20%, и многие банки (даже те, кто никогда не баловал клиентов высокими ставками) начали предлагать невиданные доходности — до 24% годовых в рублях и до 8% годовых в долларах США. «Невиданные» — относительно, потому что подобная ситуация практически аналогична тому, что уже происходило в 2008 и в 2014 годах. Причины кризисов различаются, но меры ЦБ РФ, направленные на стабилизацию финансовой системы, во многом похожи.
Поэтому март ознаменовался рекордными притоками денег в депозиты. Конечно, 20–24% годовых звучало очень заманчиво, но только такие вклады банки, как правило, открывали максимум на 3 месяца, прекрасно понимая, что вскоре ключевая ставка будет снижаться.
20% годовых — в реальности означало 5% в абсолютном выражении.
Сейчас эти щедрые вклады заканчиваются, и банки предлагают их переоформить всего лишь под 6,5%–12% годовых в рублях, а вкладов в валюте уже почти не осталось.
При этом официальная инфляция в России за апрель составила 17,8% годовых, а цены на многие товары выросли в разы. «Долларовая» инфляция в апреле тоже весьма внушительна — 8,3% годовых.
То есть если раньше (в спокойные времена) вклады помогали хотя бы сохранить деньги от инфляции, то теперь они от нее даже близко не защищают. При такой инфляции миллион рублей на вкладе под 10% годовых, по сути, превратится через год в 922 тысячи рублей с точки зрения покупательной способности. А 10 тысяч долларов на счете под 0% годовых или «под подушкой» станут как 9200. И мы говорим только об официальной инфляции — хотя на самом деле реальная инфляция у каждого своя — у всех разный набор потребляемых товаров и услуг, и подорожание вашей личной потребительской корзины может оказаться гораздо более заметным.
Что делать с деньгами? Оставить на вкладах и смириться с потерями?
Вложить в недвижимость? Да вот только на рынке — стагнация, за которой, скорее всего, последует сползание цен. Застройщики еще пытаются изобразить дефицит предложения и рассказать про «последние» квартиры — только последних квартир появляется все больше.
Ремонт жилья — теперь для многих роскошь. А рентная доходность недвижимости сейчас (в среднем) — значительно ниже инфляции и часто даже проигрывает депозиту. Стоит еще учесть, что на рынке появятся квартиры, купленные в ипотеку, хозяева которых не нашли денег на выплаты по кредитам — это начнется примерно через год (если заемщик перестает платить, банк сначала предлагает реструктуризацию, потом подает в суд, а это не быстрый процесс).
Купить золото? Посмотрите разницу между ценой покупки и продажи слитков и монет в банках и посчитайте — насколько должно вырасти золото в цене, чтобы вы могли хотя бы продать его без убытка.
Криптовалюта? Инвестируя в «крипту», стоит помнить, что это точно не «тихая гавань» и не альтернатива депозиту. При всей заманчивости данного направления здесь абсолютно все риски — на вас, и нередки случаи как непредсказуемого падения токенов в сотни раз, так и полной утраты доступа к своим сбережениям в результате хакерских атак.
Бизнес? Да, если это бизнес, в котором вы хорошо понимаете и который может приспособиться к текущим условиям.
Фондовый рынок? Совсем страшно? Ведь за последние три месяца мы пережили уже шесть пакетов санкций, блокировку части иностранных бумаг, падение российского рынка в два раза и другие крайне неприятные и не встречавшиеся ранее события. У части инвесторов, особенно привыкших к безудержному росту в 2021-2022 годах, это надолго отбило желание возвращаться на рынок. Инвестировать сейчас — безрассудно?
Однако при этом ОФЗ (гособлигации) с марта уже принесли своим владельцам более 15% (сравните с 5% в депозитах), некоторые корпоративные облигации все еще могут дать доходность около 15% годовых (причем эту доходность можно зафиксировать на несколько лет вперед), а часть российских компаний, несмотря ни на что, продолжают выплачивать дивиденды.
А последние пакеты санкций уже не оказывают на рынок такого влияния, как раньше, — российские акции становятся все менее восприимчивы к негативу. Зато на любой позитив — реакция очень бурная (посмотрите, что произошло с акциями МТС или Газпрома после новостей о том, что они будут выплачивать дивиденды).
Также очень важно понимать, что в закрытой экономике в период высокой инфляции фондовый рынок может стать одним из немногих вариантов вложения денег. Здесь очень показателен кейс Ирана: за последние четыре года под санкциями рынок Ирана показал доходность 600% и вдвое обогнал инфляцию.
При этом если рублевым инвестициям есть хоть какая-то альтернатива: депозиты, бизнес, недвижимость и т. д., то для инвестиций в долларах альтернатив практически нет. А Санкт-Петербургская биржа не только продолжает давать доступ к торгам иностранными акциями, но и планирует выйти на новые рынки — в том числе организовать торги акциями, торгующимися на Гонконгской бирже.
Тут есть над чем подумать.