Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Ассоциации банков России заявили, что план ЦБ по борьбе с мошенниками ударит по клиентам

14 февраля 2022, 13:22
Законопроект ЦБ по борьбе с подозрительными переводами подвергся критике со стороны банков. Представители кредитных учреждений говорят, что вероятность ошибочного применения велика, а некоторые изменения трудно реализовать.

Центральный банк обсудил с участниками рынка изменение механизма возврата похищенных злоумышленниками средств и меры противодействия мошенническим переводам. На данный момент проект находится в доработке, рассказали в пресс-службе Банка России.

По информации «Известий», ЦБ предлагает банку получателя платежа начать проверять операции на признаки мошенничества, как это сейчас делает банк отправителя, а также при возникновении подозрений ограничить дистанционный доступ клиента к счету. Такое может случиться, если в базе ЦБ есть информация о случаях и попытках перевода средств без согласия владельца данного счета. Для возобновления доступа клиент должен будет лично обратиться в банк с паспортом. Допускается и возможность безусловного возврата всей украденной суммы, если банк не учел в своих бизнес-процессах информацию из базы ЦБ о попытках переводов без согласия клиента.

Новый механизм противодействия мошенничеству может привести и к увеличению претензий к финансовым организациям. Банки начнут отклонять все подозрительные операции и направлять уведомления клиенту, чтобы получить подтверждение и повторный перевод. Но и этого может оказаться недостаточно: если в базе ЦБ обнаружится информация о признаках проведения операции без согласия клиента, перевод приостановят еще на два рабочих дня. Вся ответственность ляжет на кредитную организацию, которая получила платеж, сообщил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

Кроме того, предлагаемая схема проверки операций не сработает, если речь идет о переводах при оплате через Pay-сервисы, платежах клиентов в сторону компании через СБП и валютно-обменным операциях. Как банк получателя будет оценивать подозрительные операции, пока обсуждается. Участники рынка также предлагают улучшить механизм взаимодействия кредитных организаций с правоохранительными органами и судебной системой. Например, обязать возбуждать уголовное дело и налагать арест на украденную сумму по обращениям клиентов немедленно.

Механизм возврата средств тоже вызывает вопросы. Банки допускают возможность сговора со стороны клиентов и злоупотребления при механизме возврата похищенных средств банком отправителя. Оптимальный вариант — внесудебный порядок возврата денег со счета клиента-получателя. Тогда пострадавший будет должен предоставить подтверждающие документы: например, копии заявлений о несогласии с переводом, обращение в полицию, талон-уведомление, выписку оператора о поступивших звонках и т.д.

Вносить изменения в закон «О национальной платежной системе» необходимо, но требуется значительная доработка. Проверка кредитной организацией входящих переводов действительно позволит лучше противодействовать мошенничеству, однако контроль транзакций потребует значительной донастройки автоматизированных систем банка и повлияет на скорость проведения переводов, рассказал директор департамента информационной безопасности ПСБ Дмитрий Миклухо.

Объем мошеннических операций в III квартале 2021-го вырос на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и превысил 3,2 млрд рублей. Фишинговые атаки с помощью методов социальной инженерии применялись на 163% чаще, чем в те же месяцы 2020-го. За прошедшее время Центробанк инициировал блокировку 24,4 тыс. телефонных номеров, которые использовали злоумышленники для кражи средств у россиян.