Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

ЦБ рассказал о трех уловках банков при страховании заемщиков, из-за которых клиенты теряют средства

12 октября 2021, 09:27
ЦБ рассказал о трех уловках банков при страховании заемщиков, из-за которых клиенты теряют средства
Фото: АГН "Москва" / Кирилл Зыков
В Банке России рассказали о негативных практиках кредитных организаций при страховании заемщиков. К ним, например, относится то, что в полисы страхования могут включить дополнительные риски, которые не влияют на условия кредитования, но составляют 80% стоимости продукта. При этом банки часто не предупреждают клиентов о возможности отказаться от них. Из-за этого у потребителей снижается доверие к услугам. Чтобы исправить ситуацию, ЦБ предлагает ввести стандартизацию продуктов кредитного страхования и установить требования по раскрытию клиентам информации о договоре.

Как рассказали изданию «Известия» в пресс-службе ЦБ, к негативным практикам при страховании заемщиков относят:

  • Включение временной франшизы в полис страхования жизни и здоровья клиента. По этому условию защита начинает действовать только через какой-то срок после заключения договора. Страховые компании объясняют такую политику тем, что некоторые люди пытаются оформить полис задним числом — уже после того, как страховой случай произошел. Однако в ЦБ считают, что такой подход неуместен как инструмент борьбы с мошенничеством. Заемщик заинтересован в том, чтобы полис был действителен с момента получения ссуды.
  • Включение в кредитные договоры дополнительных страховых рисков. В частности, к ним относится ДМС. Включение этих рисков не влияет на условия кредитования, но сильно повышает стоимость продаваемого в связке с кредитом полиса. Защита по этим страховым рискам может стоить порядка 120 тыс. рублей, а размер премии по основным рискам — только 30 тыс. рублей. При этом финансовые организации часто не сообщают клиентам о возможности отказаться от дополнительных рисков и сохранить при этом ставку на пониженном уровне.
  • Автоматическое списание страховой премии. Страховая премия иногда может оплачиваться за счет кредитных средств и списываться банками у заемщика автоматически без его распоряжения.

К похожим уловкам директор страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина относит ограничение набора рисков, в которые иногда не включают наиболее распространенные причины — смерть или инвалидность, — и сложные условия расторжения договора в период охлаждения или при рефинансировании займа. А руководитель направления страховых компаний АКРА Алексей Бредихин дополняет этот список навязыванием страховок клиентам по завышенным ценам.

Как отмечает доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Воротилина, неоправданная утрата средств и неполучение необходимой страховой защиты приводят к снижению доверия потребителей к услугам. В ЦБ считают, что возможным путем устранения этих негативных практик может стать стандартизация продуктов кредитного страхования жизни. Для этого необходимо установить минимальные требования к ним и ввести требования по тому, какую информацию в организации должны рассказать клиентам об условиях договора. Это уже сейчас принято в отношении программ инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) и накопительного страхования жизни (НСЖ).

В то же время в Банке России отмечают, что не планируют регулировать цены на страховые услуги.