Сколько Свердловская область должна банкам
За 2020 год министерство финансов Свердловской области взяло кредиты в банках на 24 млрд рублей. Эту сумму вместе с процентами придется вернуть в течение двух—четырех лет. За пользование заемными деньгами область заплатит 4,3 млрд рублей. И это не предел. Согласно постановлению правительства Свердловской области, в 2021 году регион возьмет банковские кредиты еще на 30 млрд рублей и выпустит облигации на 25 млрд рублей.
Если посмотреть на динамику тендеров на открытие кредитных линий в течение года, то видно, что был период, когда банки не готовы были давать деньги Свердловской области на тех условиях, на которых она предлагала. Как объясняла в 2020 году тогда еще министр финансов области Галина Кулаченко, после снижения ключевой ставки с 6,25% в начале года до 4,25% к июлю, область решила перекредитоваться, чтобы удешевить портфель. И если в начале года такое «рефинансирование» удавалось, то после — с сентября по октябрь — банки отказывались от предлагаемых контрактов.
Свердловская область брала в банках кредиты:
- в марте (11 получил Сбербанк, на 10 никто не заявился);
- в июне (на 11 контрактов);
- в июле (11 контрактов получил Сбербанк);
- в сентябре (на 36 контрактов никто не заявился);
- в октябре (на шесть контрактов никто не заявился, один получил банк «Северный морской путь», но с ним договор расторгли), 19 октября банки проигнорировали один тендер на открытие кредитной линии на 2 млрд рублей;
- в конце ноября. Тогда между банками началась конкуренция — на каждый лот заявлялись несколько претендентов, в том числе Сбербанк. Четыре тендера, снижая начальную цену, выиграл Промсвязьбанк, еще один — СКБ-банк. С начала года ставка по кредитам упала с 7% до 5,25%.
Экономист Константин Селянин, проанализировав по просьбе 66.RU займы свердловского минфина, рассказал, почему был период, когда банки отказывались кредитовать регион, и почему в конце года началась борьба за контракты.
По его словам, в конце марта риски пандемии не были столь очевидны и ставка в 7% близка к доходности облигаций Свердловской области, поэтому Сбербанк открыл большое число кредитных линий.
После началась первая волна пандемии, поэтому на июньские контракты никто не заявился. «В июле стало уже все поспокойнее. Более того, банки получили негласную команду возобновить кредитование регионов. На мой взгляд, если говорить об экономике, сильнее всего пострадали региональные бюджеты», — рассказал Селянин.
В сентябре и октябре начался новый виток пандемии, поэтому, возможно, новые тендеры снова проигнорировали.
Что касается ноябрьской конкуренции, то снижение ставки по кредитам шло параллельно со снижением ставки по облигациям. «Такие кредиты становятся интереснее для области, поскольку снижается стоимость обслуживания. А для банков — поскольку у них сохраняется избыточность денег и пассивы кредитных организаций становятся дешевле. Раз нет лучших альтернатив и страшно выдавать кредиты физическим лицам, банки с удовольствием выдают такому надежному заемщику, как Свердловская область. Отсюда и появилась конкуренция на торгах», — рассказал эксперт.
Есть ли опасность в росте госдолга в два раза
Госдолг Свердловской области стал третьим по темпу роста в 2020 году после Санкт-Петербурга и Московской области и увеличился на 20 млрд рублей — с 77,2 до 97,2 млрд. К 1 января, по данным регионального минфина, он вырос до 114,3 млрд рублей. Однако, как отмечают эксперты, размер долга и дефицита бюджета не катастрофичный, а структура заимствований грамотная.
По данным минфина Свердловской области на 1 октября (более поздней разбивки нет), структура госдолга выглядит так:
- половина долга приходится на ценные бумаги — 47 млрд рублей;
- треть — на бюджетные кредиты — 33,8 млрд рублей;
- 15% — займы в банках — 13,3 млрд рублей;
- незначительная часть — государственные и муниципальные гарантии — 1,1 млрд рублей.
Самые дешевые, неналоговые доходы — бюджетные кредиты, которые области дают под символическую ставку в 0,1%. «С точки зрения обслуживания долга — это лучший кредит. Но этот источник наименее предсказуемый: могут дать, могут не дать. И сумма зависит уже от пробивных способностей конкретных губернаторов, расположения властей и т. д.», — рассказывает Селянин.
Самый рыночный инструмент — ценные бумаги. Облигации, в отличие от кредитов банков, обладают более низкой стоимостью обслуживания. А более длинные сроки погашения позволяют распределить выплаты равномерно и избежать стрессовых нагрузок на бюджет. Спрос на облигации проявляют не только инвесторы, но и банки, а значит, облигации — более конкурентный продукт, чем банковский кредит.
Размер государственного долга Свердловской области хоть и большой, но не критичный — 35% от доходов бюджета в 2021 году. Для примера — госдолг Мордовии в два раза выше, чем ее налоговые и неналоговые доходы. Самое низкое соотношение в Москве, Тюменской и Ленинградской областях и Алтайском крае — ниже 5%. Свердловская область со своими показателями находится в середине списка.
По бюджетному прогнозу до 2030 года, до 2026 года верхний предел госдолга региона будет расти, пока не достигнет 216 млрд рублей. Однако эксперты не видят в этом ничего страшного.
По словам Константина Селянина, существует мнение, что тревожным размер госдолга становится, когда приближается к 10% от ВРП, то есть для Свердловской области — это 250 млрд рублей. Сейчас он менее 5%.
Директор института финансов и права УрГЭУ-СИНХ Максим Марамыгин отмечает, что госдолг Свердловской области реалистичен и для обслуживания, и для погашения. По его словам, все социальные расходы на 2021 год покрыты собственными доходами, поступающими в бюджет региона. «Поэтому ни бюджетный дефицит, ни долговые обязательства не повлияют на уровень финансирования социальных обязательств перед жителями региона. Начало года показывает, что выправления ситуации с доходами бюджета стоит ждать не ранее третьего квартала, поэтому заимствования помогут без затруднений поддержать развитие нашей области», — отмечает эксперт.
Кроме того, важна не величина долга, а стоимость его обслуживания. По подсчетам Селянина, с учетом большой доли бюджетных кредитов ставка составляет 3–3,5%. Критичным госдолг может считаться, когда он превышает 10% регионального продукта и дороже, чем рыночные ставки.
Можно ли перестать занимать и наращивать долг
Нет, считает экономист Селянин. Есть только три пути, по которым могут пойти государство или регионы:
- Поднимать налоги, надеясь на то, что увеличится их собираемость. Но регионы в этом механизме сильно ограничены, в отличие от государства.
- Занимать деньги на рынке или в банках для покрытия дефицита бюджета.
- Рост экономики. «Если бы, как в нулевых, у нас ВРП рос на 7–11%, тогда налоговые поступления были бы достаточными, чтобы ничего не занимать. Это самый правильный путь, но в нынешних условиях — самый фантастический», — отмечает экономист.
В чем опасность госдолга
Экономика области в 2020 году упала и будет продолжать падать в 2021 году. Может произойти два варианта:
- падение доходов регионального бюджета (сейчас они, считает экономист, излишне оптимистичны);
- рост расходов в случае новых волн коронавируса.
Любой из этих вариантов развития потянет за собой увеличение дефицита бюджета. То есть придется прибегать к новым заимствованиям на рынках. Главная опасность в том, что в нужный момент Свердловская область просто не сможет взять нужную сумму в долг, либо придется занимать по завышенным ставкам.
«Рыночная ситуация может сложиться так, что новые заимствования могут оказаться недоступны, как в апреле—мае. Либо придется занимать гораздо дороже, чем существующие ставки, а значит, значительно больше тратить из бюджета на обслуживание долга. Такая опасность есть, и она более чем реальна», — считает экономист.