Российские банки потребовали у клиентов экономического обоснования переводов до 1 тысячи рублей. Как сообщают «Известия», с такой проблемой столкнулись держатели карт Бинбанка, Тинькофф-банка и Сбербанка из Москвы.
Как рассказали пострадавшие, операциями интересовались службы финмониторинга. В одном случае клиентке отвели три дня на то, чтобы собрать необходимые документы. Иначе ей грозили блокировкой счета. В другом проблема разрешилась благополучно, но клиент отказался от услуг Сбербанка.
В Центральном Банке России такие меры считают незаконными. Пресс-служба регулятора сообщила, что кредитные организации вправе получать подтверждение операции от клиента, если подозревают мошенничество или кражу карты. Экономического обоснования они требовать не могут. В ЦБ советуют пострадавшим обращаться в интернет-приемную регулятора с жалобами на такие ситуации.
Финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека утверждает: таким способом банки борются с самозанятыми. Усиление внимания к переводам на суммы в пределах тысячи рублей объясняется тем, что они используются гражданами как оплата за услуги или товары.
Позже Тинькофф-банк заявил, что не практикует массовые блокировки клиентов. «Банк оказывает повышенное внимание безопасности платежей, и в отдельных случаях, когда возникают подозрения в попытке совершения мошеннических операций, проводит дополнительные проверки. При таких подозрениях перевод может быть заблокирован вне зависимости от суммы на время проверки в соответствии с законодательством РФ. Как только банк убеждается в безопасности перевода, он немедленно производится», — сообщила пресс-служба.
С января по октябрь 2018 года россияне перевели друг другу 3,7 млрд рублей — в полтора раза больше, чем в прошлом году. В сентябре к этому рынку присоединились операторы связи. МТС и «Мегафон» намерены конкурировать с банками. Они предоставили абонентам услугу по переводу денег без комиссии.