За I квартал 2015 года число не обслуживаемых в срок розничных кредитов в России выросло на 1,5 млн — до 12,7 млн. Такие данные приводит Объединенное кредитное бюро, которому сдают кредитные истории более 500 банков, включая Сбербанк.
По информации ОКБ, просроченные кредиты росли рекордными темпами: почти на 2 пп. до 17,6% портфеля. Больше всего портятся кредиты наличными — в срок не обслуживается уже каждый пятый (почти 7 млн ссуд), в сегменте кредитных карт просрочено 15,8%, в автокредитах — более 11%. Начинает портиться и ипотечный портфель: не в срок обслуживается 3,5% ссуд (83,3 тысячи кредитов против 54 тысяч годом ранее).
По словам гендиректора ОКБ Даниэля Зеленского, этому способствует и объективный фактор: «Все большему количеству заемщиков становится сложнее выполнять обязательства в связи с ростом безработицы, снижением реальных доходов и ростом инфляции».
Год назад, в марте 2014 года, просроченными были 9 млн кредитов, из них 5,5 млн — на срок свыше трех месяцев. Сейчас более чем на три месяца просрочено 8 млн кредитов, пишут «Ведомости»: по словам гендиректора Frank RG Юрия Грибанова, такой долг практически безнадежный, «но динамика выглядит еще тревожнее: прирост более чем на треть за год».
В ВУЗ-банке корреспонденту Портала 66.ru подтвердили, что в сравнении с аналогичным периодом 2014 года доля «плохих» долгов стала выше: сказывается объем розничного кредитного портфеля, который особенно активно снижался у российских банков в конце 2014 — начале 2015 годов (в феврале, по данным ЦБ, на 1,5%).
Андрей Золотухин, председатель правления ВУЗ-банка, Финансовая группа «Лайф»:
— С начала года наметилась тенденция к улучшению. И мы прогнозируем в апреле снижение уровня просроченной задолженности. Мы продолжаем кредитовать, в том числе вводим новые программы, направленные на создание лояльных условий для качественных заемщиков.
Золотухин отметил, что сейчас в помощь клиентам ВУЗ-банк предоставляет финансовых консультантов, которые могут составить финансовый план, помочь снизить долговую нагрузку, проанализировать расходы, получить имущественный вычет; а также понять, выгодно ли увеличивать платежи, чтобы быстрее погасить задолженность, или лучше придерживаться графика и вложить средства.
В пресс-службе Уральского банка Сбербанка России, наоборот, сообщили, что с начала года динамика просроченной задолженности по розничным кредитам не меняется и остается на уровне прошлого года.
Пресс-служба Уральского банка Сбербанка России:
— Традиционно самая низкая доля проблемных кредитов наблюдается в сегменте ипотеки. Во-первых, это связано с залогом недвижимости, реализация которой позволяет банку погасить просроченную задолженность. Во-вторых, сами заемщики прикладывают максимальные усилия для добросовестного обслуживания долга по ипотечным кредитам.
В Сбербанке также отметили, что готовы пойти навстречу клиентам, оказавшимся в трудной ситуации, и предложить разные варианты реструктуризации задолженности: отсрочка платежей, снижение суммы ежемесячного платежа и т.д. В банке уточнили, что, если заемщик начал испытывать финансовые трудности, то главное — сообщить об этом банку, чтобы вместе найти решение.
Как быть с теми, кто не брал кредит?