По данным Федеральной таможенной службы, объем внешней торговли с января по май 2014 года превысил 335 млрд долларов. По экспертным оценкам, до 90% экспортных и импортных сделок приходится на крупные корпорации, а вот малый бизнес за границу не спешит.
Казалось бы, чего проще: покупай в Китае пуховики за 10 долларов и продавай на Урале за 100. Профит налицо. Однако на деле все гораздо сложнее. Беседуем с экспертом о том, какие беды ждут предпринимателя, который решил заняться международной торговлей, и как с ними бороться.
— Растет ли количество компаний, которые занимаются внешней торговлей?
— Растет и количество участников, и их активность. Об этом можно судить хотя бы по тому, что количество валютных операций постоянно растет. Мы сравнивали показатели 2011, 2012 и 2013 года — за каждый год показатель вырастал на 30–40%. Но при этом по-прежнему остается резкий перекос в сторону импорта. 90% предпринимателей покупают товары за рубежом и только 10% поставляют за границу российские товары. Причем вывозят чаще всего сырье, а ввозят готовые товары, от продуктов питания и до сложного оборудования.
|
---|
Количество валютных операций год от года растет, а вот структура экспорта и импорта остается прежней: из России вывозят сырье, а ввозят готовые товары. Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru |
— В период, когда были резкие колебания курсов валют, когда политическая ситуация была нестабильна и все вокруг только и говорили о санкциях, как вели себя предприниматели? Сокращалось ли количество сделок и средняя сумма покупок?
— Все вели себя по-разному. Кто-то принимал решение подождать, а кто-то, наоборот, пытался заключить контрактов на год вперед из страха, что дальше будет хуже. И это зависело больше не от отрасли или размера компании, а от характера, уровня финансовой грамотности и политических взглядов руководителя. Однако в целом благодаря кардинально противоположному поведению разных предпринимателей количество сделок и их объем не сильно изменились.
— Какой бизнес сегодня занимается внешнеэкономической деятельностью?
— Чем мельче бизнес, тем меньше у него доля ВЭД. Но тем не менее малый и микробизнес сейчас тоже вступают на эти рельсы, хоть им и приходится тяжело.
— А это тяжело? На первый взгляд все просто: покупаешь в Китае, а здесь продаешь в два раза дороже. Маржа отличная!
— Не все так легко. У нас очень запутанное, зарегламентированное законодательство. Предусмотрено очень много штрафных санкций. Чтобы вести эту деятельность успешно и не попасть на штрафы, нужно обладать очень хорошей квалификацией, разбираться в законах, знать досконально все требования таможни. А когда предприниматель — это и директор, и бухгалтер, и продавец в одном лице — это очень тяжко. Малый бизнес попросту боится этим заниматься.
|
---|
«Политическая ситуация и курс валют меняются, а вот законодательство остается. Хочешь — не хочешь, а с запутанными формулировками и большими штрафами приходится мириться». |
Надо проверить контрагента, учесть таможенные платежи, налоги, логистику просчитать, пройти сертификацию товара. Вы можете запросто на сайте китайского интернет-магазина найти необходимый товар, отправить деньги, но товара так и не дождаться. Или, например, товар придет, но совсем не такой, как на картинке. Как поступают крупные корпорации, чтобы себя обезопасить? Выезжают в Китай, лично смотрят на производство, проверяют качество товара. У микробизнеса, естественно, возможности выехать на фабрику нет. Дальше начинаются юридические сложности, связанные с правильным оформлением всех документов. В больших и средних компаниях, как правило, есть отдельные специалисты, занимающиеся внешнеэкономическими сделками, а малый бизнес позволить себе такую роскошь не может.
— Какой этап вызывает больше всего осложнений?
— Я думаю, самый главный риск — это недобросовестный контрагент. Дальше предприниматель спотыкается на грамотном составлении контракта и взаимодействии с таможней. От того, как пропишешь условия сделки, будет зависеть итоговая себестоимость товара. В итоге можно не то что прибыли не получить, а еле-еле свести концы с концами.
Третий пугающий момент — штрафы. Они огромные: 60 тысяч рублей за первое нарушение, повторное — 600 тысяч рублей. В отдельных случаях штраф накладывается в сумме, равной сумме операции. Самое досадное — в том, что попасть под штраф предприниматель может даже не по своей вине. Например, вы написали текст в английский журнал, вам отправляют гонорар, а вы забыли закрыть сделку, то есть предоставить в банк акт выполненных работ. Все, считайте, у вас штраф — 40–50 тысяч рублей. А если такая ситуация уже не первая в течение года, то это уже двойное нарушение и штраф 600 тысяч рублей. Или, например, предприниматель заказал в Китае те же пуховики, а они ему от поставщика не пришли. Соответственно, он и документов никаких закрывающих предоставить не сможет. В итоге наш бедняга останется и без товара, и без денег, а в придачу получит штраф за нарушение закона.
|
---|
Внешнеэкономическая деятельность — сложная штука. Далеко не каждый предприниматель сможет преодолеть все трудности. Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru |
— Да, удручающая картина. Как же быть?
— Согласна, предпринимателям тяжело. Мы это видим и как банк приняли для себя решение помочь таким компаниям и совершенно поменяли формат работы с клиентами. Мы большую часть забот взяли на себя. Клиент отправляет нам в интернет-банке первичку, а мы проводим экспертизу контракта, оформляем паспорт сделки, заполняем справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, контролируем соблюдение всех сроков предоставления документов в контролирующие органы. У нас нет кнопки «отвергнуть платёж/справку», мы сами исправляем документы в соответствии с требованиями валютного законодательства и созваниваемся с клиентом, ему остается только подписать платеж в интернет-банке. Мы гарантируем своим клиентам, что с нами они могут избежать штрафных санкций, ведь мы следим за тем, чтобы он соблюдал все требования закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
— Какова компетенция людей, которые помогают предпринимателям в вопросах внешнеэкономической деятельности?
— Это люди, которые занимаются валютным контролем многие годы, они хорошо знают валютное законодательство. Раньше у нас был отдел валютного контроля, как, впрочем, в любом банке. Но мы изменили сознание людей и наш подход к этому вопросу. Люди, которые раньше были контролерами, теперь стали ВЭД-ассистентами. Если в классике жанра валютный контроль отвергает, пугает штрафами и поучает, то в нашем случае мы всегда первые позвоним клиенту, предупредим, напомним и поможем.
|
---|
«Нам в банке проще заполнить все документы самим, чем учить клиента, как это правильно делать. Предпринимателю остается только поставить подпись в интернет-банке». |
— Сколько времени ушло на переформатирование этого подразделения?
— Около полугода.
— Сложно было поменять отношение людей к своей работе?
— Сложно. Немножко подумать вперед, не ответить на вопрос формально, первым позвонить и предупредить о чем-то важном. Но с другой стороны это очень приятно, когда тебе потом говорят: «Огромное спасибо, вы меня спасли!». Это заряжает.
— Для банка это явно более трудозатратный сервис, плюсом легли затраты на переобучение людей. Стоила ли овчинка выделки? Может, проще было просто по телефону консультации давать?
— Естественно, если бы среди наших клиентов были только опытные клиенты, которые спокойно все могут сделать сами, то мы бы прогорели. Но мы ориентируемся на малый и микробизнес, а тут совсем другая история. Простых консультаций по телефону недостаточно. Поверьте, опытному банковскому специалисту реально проще все сделать самому. Вот представьте: чтобы составить один валютный платеж в валюте, нужно заполнить около 20 полей, и все на иностранном языке. За один час специалист может либо вместе с одним клиентом оформлять одно платежное поручение, либо самостоятельно подготовить документы для пяти таких сделок. Да, работы у специалистов банка стало больше, но и скорость обработки операций стала выше, а их количество — больше.
|
---|
«Штрафы за нарушение валютного законодательства неподъемные для малого бизнеса. Мы знаем, как их избежать». |