Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Владимир Пухов стал операционистом в собственном банке

Председатель правления «СКБ-Банка» перевоплотился в рядового специалиста, а Портал 66.ru все это сфотографировал и расспросил его о банковских «лихих девяностых».

Мы запускаем спецпроект, в котором уральские банкиры рассказывают и показывают, с чего начиналась их карьера, как развивалась финансовая система региона и чем «сегодня» отличается от «тогда».

Владимир Пухов начинал банковскую карьеру в середине 90-х с места операциониста, которое он сам называет «первой ступенькой на входе в банк». Мы попросили его сменить кресло главы банка на место в операционном зале.

Наш герой готовился к материалу весьма основательно. Пока мы обдумывали вопросы, он штудировал методички и знакомился с функционалом нынешних операционистов. Зато само перевоплощение в итоге прошло бодро, весело и органично. Не в последнюю очередь благодаря обаянию самого Владимира Пухова.

Сегодня уже с трудом верится в то, что буквально 15 лет назад рабочий инвентарь операционистов ограничивался калькулятором

Какую ответственность несет сегодня операционист?
— В первую очередь — ответственность за качественное обслуживание клиентов, за правильное оформление документов, за соблюдение требований и ограничений Центробанка, которых очень много. Как-то в каникулы устроил дочь работать операционистом. Видел, как она мучилась, таскала домой кипу методичек, читала их. Потом спустя месяц работы сказала: «Папа, как тяжело, надо так много знать!».

Сегодня в операционном зале видел девушку-стажера. Поинтересовался впечатлениями, спросил, работала ли она до этого в банковской сфере. Она сказала, что не работала, впервые пришла в банк и призналась, что работа дается ей очень тяжело. Да, это факт — сейчас операционисту приходится куда сложнее, чем в 90-е годы. С другой стороны, те знания, которые получает операционный работник, являются базовыми для любой другой работы в банке. Несколько тысяч наших операционистов сегодня попадают в наш кадровый резерв. В нашем банке существует специальная программа, в рамках которой мы отбираем «звездочек» из операционистов и затем двигаем их дальше по служебной лестнице.

— Возвращаясь к теме «бурных девяностых»: были ли случаи ограбления банков, в которых вы работали?
— Помню, когда еще работал в «Уралвнешторгбанке», у нас ограбили броневик в Москве. Причем из четырех сумок с деньгами забрали одну, три оставили. Это был очень неприятный момент, потому что пропажа даже одного мешка с деньгами была для нас серьезным ущербом. С другой стороны, счастьем было уже то, что никто в этом инциденте не пострадал. А этот мешок потом так и не нашли.

— Насколько часто в то время совершались нападения на банки?
— Нечасто. Центробанк давным-давно закрутил гайки на требованиях к кассовым узлам. В середине 90-х вышла инструкция, предписывавшая переделать все кассовые узлы и закрыть их броней. По тем временам такая модернизация была связана с огромными издержками. Я помню, как мы, стиснув зубы, выделяли средства на все это. Но это же, в свою очередь, дало и спокойствие, потому что бесполезно грабить укрепленную кассу. Бронестекло выдерживает хоть взрыв гранаты, хоть автоматную очередь. Поэтому такого лютого бандитизма, как обычно в боевиках и вестернах показывают, не было.

«Если слишком долго смотреть на финишную линию, она может оказаться очень далекой».

— Вы прошли все ступени банковской карьерной лестницы, от операциониста до председателя правления. Хотелось бы узнать, как вы ставили перед собой профессиональные задачи? Есть ли у вас какой-нибудь девиз, который стимулировал вас?
— Честно говоря, никакого девиза или жизненного кредо у меня не было никогда. А профессиональные задачи я предпочитал ставить поэтапно: от специалиста к ведущему специалисту, от начальника отдела к начальнику управления и так далее. Когда я работал операционистом, конечно же, не ставил себе цели стать председателем правления банка, и не факт, что получилось бы, будь у меня на старте такая цель. А вот поэтапно — получилось. На всех участках, которые мне поручали, я просто искренне работал, честно и добросовестно делал свое дело.

Вообще сформулировать себе четкую и понятную цель даже на краткосрочную перспективу очень полезно. Вы программируете сами себя на эту цель и ищете инструменты для ее достижения. Но и превращать цель в мечту и откладывать ее реализацию надолго тоже не стоит. Я где-то слышал интересную фразу: «Если слишком долго смотреть на финишную линию, она может оказаться очень далекой». Поэтому работать — значительно продуктивнее, чем мечтать.