— Недавно Михаил Задорнов говорил в общих чертах про то, как «Транскредитбанк» будет присоединяться к ВТБ24. Можно узнать подробности этого процесса? Стоит ли ожидать сокращения точек продаж ТКБ после интеграции?
— Большая часть подготовительной работы пройдет незаметно для клиентов. Мы готовимся к интеграции IT-систем, операционных функций, бухгалтерии. У нас есть достаточно времени, чтобы сделать все качественно, по уму. Что будет заметно для клиента — это появление новых продуктов, которых не было в линейке ТКБ. Например, автокредиты, пакеты премиальных услуг, кредитные карты с возвратом части потраченных денег на счет клиента. Банк не будет закрывать никакие офисы ТКБ на территории Свердловской области. Все точки продаж будут сохранены. Но мы подумаем о возможном переносе некоторых отделений в более подходящие, удобные для клиентов места. Будет новый бренд, будет новое продуктовое наполнение, новое оформление офисов, люди без работы не останутся. Для клиентов ТКБ тоже не возникнет никаких неудобств. Они будут по-прежнему пользоваться услугами там, где привыкли.
— Какие продукты сохранятся в ТКБ?
— Мы намерены сохранить все значимые и привычные для клиентов сервисы. Например, прием платежей, расчетный листок в банкоматах, функции интернет-банка.
«У нас есть достаточно времени, чтобы сделать все качественно, по уму» |
— То есть, ТКБ после интеграции продолжит плотно работать с сотрудниками железной дороги?
— Да, локомотивным клиентом банка, конечно же, остается РЖД. Кредитованием и расчетным обслуживанием железной дороги как юридического лица займется банк ВТБ, а в компетенцию ВТБ24 перейдут зарплатные проекты сотрудников и сопутствующие им розничные банковские услуги. Для нас принципиально важно сохранить сотрудничество с РЖД, которая, является одним из самых значимых клиентов ВТБ в России. Естественно, клиентский поток в бывших точках ТКБ будет в основном состоять из сотрудников железной дороги, так что никаких осложнений для клиентов не возникнет. Наоборот, мы предложим им новые услуги. Например, они уже могут пользоваться вдвое большим числом банкоматов после объединения сетей ТКБ, «Банка Москвы» и ВТБ24. Сейчас единая сеть только в Свердловской области насчитывает более 400 банкоматов.
— Сейчас у клиентов ТКБ уже есть возможность прийти в офис своего банка и воспользоваться там услугами ВТБ24?
— В этом году мы адресно предложим клиентам ТКБ некоторые продукты ВТБ24 для розничных клиентов и малого бизнеса, но оформляться они будут в наших офисах. В течение года специалисты ТКБ должны будут освоить наши продукты и стандарты работы. Это огромный объем работы. Мы начали готовиться к этому заранее. В марте этого года ТКБ перейдет на единые с ВТБ24 стандарты по работе с персоналом, во втором квартале начнется измерение качества обслуживания клиентов ТКБ на основе методологии ВТБ24. В начале следующего года начнем обучение сотрудников работе в наших системах. Таким образом, к дате присоединения любой работник ТКБ сможет уверенно обслуживать клиента с хорошим качеством.
«Розничные клиенты никак не ощутят на себе процесс интеграции» |
— Помимо отдельных продуктов, что в ТКБ останется по-прежнему после интеграции?
— Самое главное — отношение к железнодорожникам. Наши коллеги в ТКБ годами формировали систему отношений, которая позволяет удерживать такого взыскательного клиента, как РЖД. Естественно, перед нами стоит задача сохранить то лучшее, что есть в ТКБ в плане работы с клиентами. Это будет слияние двух культур, в результате которого, думаю, появится что-то новое. У корпоративных культур обоих банков есть определенные плюсы, так что мы будем выбирать только лучшее и моделировать. Хочется надеяться, построим идеальную систему.
— РЖД — единственный крупный клиент ТКБ в Свердловской области?
— Основной, но далеко не единственный. Есть и другие крупные клиенты, например в Первоуральске. В Первоуральске ТКБ вообще занимает уникальную позицию с точки зрения развития инфраструктуры обслуживания. У них там 3 офиса, больше 20 банкоматов, так что они играют одну из ключевых ролей на местном банковском рынке. У нас примерно так же обстоят дела в Новоуральске. Там мы являемся флагманом по банкоматной и филиальной сетям.
— С другой стороны, именно из области и идут наиболее сильные волнения. Люди услышали, что ВТБ24 покупает их банк, и теперь начинают думать, что будет с их кредитами и вкладами, придется ли их переоформлять?
— Не придется. Розничные клиенты никак не ощутят на себе процесс интеграции. Для них сохранятся те условия, по которым они обслуживаются сейчас. Другое дело, что впоследствии они смогут оценить новые продукты и, возможно, перейдут на них. Но по действующим продуктам никаких изменений не будет. Это касается и повышений либо понижений ставок по действующим продуктам в случае, если это изначально не предусмотрено договором.
«Точки продаж ВТБ24 и «Транскредитбанка» практически не пересекаются» |
— Как будет меняться банк с точки зрения его внутренних бизнес-процессов?
— Прежде всего, оба банка будут переведены на единую IT-платформу ВТБ24. Будет единый базовый уральский филиал в Екатеринбурге, останутся региональные операционные офисы в Тюмени, Челябинске, Кургане, а также и сеть операционных офисов второго уровня. Точки продаж на Урале закрываться не будут.
— ВТБ24 параллельно с присоединением точек ТКБ планирует открывать новые точки на Урале?
— Мы провели оценку региональных офисов ТКБ и пришли к выводу, что с точки зрения клиентского потока они находятся в правильных местах. Там удобно обслуживаться сотрудникам РЖД, так что, повторюсь еще раз, эти офисы продолжат функционировать. Пересечений с нашими точками у них практически нет. Более того, так сложилось, что ТКБ на Сортировке арендует одно из помещений у ВТБ24. Сам ВТБ24 в прошлом году открыл много офисов. Только в одном Екатеринбурге 5 офисов плюс 2 офиса формата «микро» уже в этом году. План открытия микроофисов еще до конца не исчерпан. Но такие точки привязаны к зарплатным проектам, они обычно открываются на территории предприятия для удобства сотрудников. Вообще, по Свердловской области у нас сейчас работает 25 точек, после присоединения ТКБ в объединенной сети будет 46 офисов. Это уже довольно серьезная величина, но нужно эту систему запустить, посмотреть, что из этого получится. Потом уже решать вопрос, надо ли открывать новые точки.
«Основной объем инвестиций пойдет на реконструкцию офисов ТКБ по нашим стандартам» |
— У руководства ВТБ24 есть уже какое-то видение того, в какую сумму обойдутся ребрендинг ТКБ, обучение его сотрудников, перевод банков на единую платформу?
— Бюджет интеграции пока еще не сверстан окончательно. Уже сейчас мы видим, что основной объем инвестиций пойдет на реконструкцию офисов ТКБ по стандартам ВТБ24 и мероприятия, связанные с интеграцией персонала. Команда ТКБ — очень ценный для нас ресурс. Банк готов тратить на ее удержание и развитие значительные средства. Те деньги, которые будут потрачены на интеграцию, полностью окупятся за счет централизации ряда функций, устранения дублирования, расширения продаж продуктов ВТБ24 в офисах ТКБ.
— На пресс-конференции с Михаилом Задорновым был вскользь затронут вопрос о том, сколько зарплатных клиентов ТКБ получит ВТБ24 после интеграции…
— По Свердловской области ТКБ сегодня обслуживает больше 200 тыс. активных зарплатных карт. У нас около 300 тыс. карт. Так что прирост будет весомым. Зарплатные карты — это наш локомотивный продукт, так что, думаю, что и весь розничный бизнес объединенного банка существенно прирастет. Вопрос в том, как мы это используем. В Свердловской области у ТКБ одни из самых сильных позиций по России, это лидер, который заслуживает уважения. Поэтому для нас очень важно, чтобы все прошло правильно и комфортно и для его клиентов, и для его сотрудников.