Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«ОТП Банк» чуть не купил уральский банк

13 сентября 2011, 05:00
Заместитель председателя правления «ОТП Банка» Булад Субанов рассказывает о том, как банк выходил на уральский рынок и почему кредитная организация не стала покупать местного игрока.

«ОТП Банк» пришел на рынок Екатеринбурга почти незаметно — без громкой рекламной кампании и афиширования в СМИ. Что, в общем, странно и удивительно для банка, который является 15-м среди розничных банков, четвертым по кредитным картам и вторым по уровню POS-кредитования. Собственно, именно с последним и связано спокойствие провенгерского банка (банк входит в OTP Group).

Банк пришел уже на подготовленную почву. К моменту открытия офисов у банка уже выросло достаточное количество лояльных заемщиков за счет кредитов, выданных в торговых точках. Такая модель, когда банка в регионе еще нет, а заемщики уже есть, — весьма характерна для игроков рынка POS-кредитования. ОТП не стал исключением.

Впрочем, выход банка на рынок Екатеринбурга мог бы быть более агрессивным. Как рассказал в ходе интервью зампред правления банка Булад Субанов, изначально ОТП планировал приобрести один из екатеринбургских банков, но сделка так и не состоялась.

Подробнее о том, каковы планы лидера рынка POS-кредитования в столице Урала, в интервью 66.ru.

В 2008 году банк вел активные переговоры о покупке местного игрока, рассказал Булад Субанов. Но уральский банк в состав венгерской банковской группы так и не вошел.

— Почему в Уральском регионе головной филиал вы открыли в Челябинске, а не в Екатеринбурге?
— Сейчас я уже могу открыть этот секрет. Когда мы открывали филиал в Челябинске, в Екатеринбурге банк вел активные переговоры с одним из местных банков о возможной его покупке. Поэтому и филиал открывать не стали, в надежде на то, что будем развиваться на базе покупного банка. Банк мы все-таки не купили (вмешался кризис), но и филиал в Екатеринбурге не открыли. На наш взгляд, это экономически не оправдано — иметь два филиала в одном регионе.

У нас очень простая клиенториентированная стратегия: мы открываем бизнес там, где у нас уже есть клиенты.

— Что это был за банк?
— Если сделка не состоялась, мы не имеем права разглашать эту информацию.

— Это был банк, который проходил процедуру санации?
— Нет, мы всегда покупаем только успешные, работающие банки. Мы не покупаем лицензии, сеть отделений и вывески, а покупаем бизнес, который хотим интегрировать в свой бизнес. Мы искали банк с сильной клиентской базой, развитой сетью отделений, который можно было бы купить и сразу начать работать. Но сделка не состоялась, и мы вышли на рынок сами.

— Как вышло так, что до марта 2011 года офисов вашего банка в Екатеринбурге не было, а клиенты уже были, и немало?
— Мы строим бизнес на линии точек кредитования. Всего в стране их боле 20 тысяч, из них в Екатеринбурге — 267. Мы выдаем кредит на товар в магазинах и торговых сетях. Клиент купил товар в торговой точке, со временем погасил кредит, но у него остались отличные эмоции от общения с нашим банком. Когда таких клиентов становится много, мы приходим к клиенту сами и предлагаем весь набор услуг.

— На федеральном уровне банк четвертый на рынке кредитных карт и второй по объемам POS-кредитов, а вот в Екатеринбурге о вас пока мало кто знает. Насколько далеко идущие строите планы?
— В масштабах нашего банка это весьма амбициозные планы. Я считаю, что на такой город, как Екатеринбург, нужно иметь не менее 10 офисов. Сегодня клиент выбирает банк не столько по ставке, сколько по удобству сервиса и близости к дому. Очень важно быть ближе к клиенту. И в этом отношении розничные банки генерально ничем не отличаются от продуктового магазина. Мы предлагаем другие продукты, но они такие же базовые, как и продукты питания.

Просчитывая уровень присутствия банка в регионе, мы смотрим на Урал как на европейскую страну. Население Уральского федерального округа — порядка 18 млн человек, в то время как в той же Венгрии — 10 млн. А Екатеринбург сравним по населению с Будапештом. Соответственно, и планы развития в России не отличаются от развития в странах Европы.

— Идею покупать банк в регионе вы окончательно оставили?
— Да. Сейчас мы потратим все силы на развитие наших собственных отделений. У меня есть опыт интеграции покупных компаний. И мне совершенно четко понятно, что качественная интеграция занимает не меньше двух лет — это экспорт корпоративных культур, унификация программного обеспечения, разная корпоративная политика. Лучше вложить время и деньги в собственный бизнес, собственные технологии и собственный персонал.