Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

После повышения штрафов российские водители стали более осторожными

1 февраля 2008, 11:41
Фонд «Общественное мнение» представил накануне данные о том, как российские автомобилисты отнеслись к ужесточению наказаний за нарушение правил дорожного движения с 1 января 2008 года.

Согласно опросу, осведомлены о введении новых штрафов в той или иной мере почти все россияне: 80% опрошенных – «знают», еще 15% – «что-то слышали». Подавляющее большинство респондентов (77%) относятся к ужесточению наказаний положительно (только 15% воспринимают их отрицательно, прочие – затрудняются с оценкой), причем наиболее решительно поддерживают эту меру жители мегаполисов (86%), сталкивающиеся с особенно интенсивным ритмом дорожного движения.

Водители в свою очередь несколько пессимистичнее, чем прочие граждане, оценивают возможные последствия ужесточения наказаний. Если в целом 66% опрошенных считают, что эта мера приведет к снижению количества дорожно-транспортных происшествий (и 24% – что «не приведет»), то среди водителей первое мнение разделяют 59%, а второе – 36%. При этом, большинство автолюбителей (54%) уверены, что ужесточение санкций за нарушение ПДД приведет к росту коррупции среди сотрудников ГИБДД.

Одна из наиболее заметных новаций состоит в увеличении штрафа за непристегнутый ремень безопасности до 500 рублей. Мнения по поводу этой суммы разделились: 42% россиян полагают, что такой размер штрафа – слишком высок, 43% считают его нормальным. Водители чаще склоняются к мнению о завышенности суммы штрафа – его разделяют 52% опрошенных автолюбителей (35% полагают, что такой размер штрафа – нормален).

Однако, в большинстве своем россияне признают ремни безопасности полезными и используют их в своей каждодневной практике. Среди тех, кому приходится водить автомобиль, пристегивающих ремень примерно вчетверо больше, чем тех, кто не делает этого. В этом плане более дисциплинированны пожилые люди (среди тех, кто старше 54 лет, на каждого пренебрегающего ремнями приходится 5-6 законопослушных водителей, среди тех, кто моложе 35, – менее трех).

На вопрос, почему россияне пристегивают ремень безопасности, водители, следующие этой норме, чаще всего называли два мотива: заботу о собственной безопасности и нежелание платить штрафы – в частности, в связи с тем, что они повысились («500 рублей на дороге не валяются», «доход у нас маленький – штрафы нечем платить»). Каждый из этих доводов был упомянут более чем третью законопослушных водителей (9% и 8% от всех опрошенных соответственно). Третья причина, упоминавшаяся относительно часто (5% от всех опрошенных), – законопослушность, почтение к правилам дорожного движения («живу по правилам, а правила велят пристегиваться»).

Открытый вопрос был задан и водителям, обычно не пользующимся ремнями безопасности, – о причинах их нежелания пристегиваться. Чаще всего упоминались неудобство, вызываемое ремнями («мешает вождению автомобиля», «очень с ремнем неудобно»), отсутствие привычки пристегиваться («привычка старая – авось пронесет»), низкая скорость движения («по нашему городу скорость – максимум 40 километров в час, зачем тут пристегиваться»), уверенность в том, что ремень безопасности бесполезен и при аварии не поможет. Некоторые говорили и об отсутствии ремней безопасности в машине («в машине нет ремней безопасности», «в УАЗике нет ремня», «завод-изготовитель не сделал в моем автомобиле ремней»). Вышеуказанные причины назвали в целом примерно 5% опрошенных.

По мнению значительной части россиян (27%), в некоторых ситуациях для водителей и пассажиров опаснее быть пристегнутыми, чем непристегнутыми, причем среди водителей эта доля повышается до 37%. Считают, что ремни всегда повышают уровень безопасности, 51% опрошенных (среди водителей – 49%). При этом, оказываясь в машине в качестве пассажира, обычно пристегиваются, если есть такая возможность, 68% наших сограждан. При этом любопытно, что водители, садясь в кресло пассажира, пристегивают ремень безопасности реже, чем в ситуациях, когда они сами находятся за рулем (66% – в роли пассажира, 76% – в роли водителя).