«В этом мире осталось три типа машин: суперкары, заплатив за который 500 000 евро, хозяин уже никогда не поедет быстро; массовый сегмент, который делает из водителя полного придурка, оберегая его электроникой, и классические автомобили, которыми можно управлять», – с такой нотации начинается наше знакомство с автомобилями Jaguar – классическими и новационными в одно и то же время.
Школа контр-аварийного вождения сейчас имеется у каждого уважающего себя производителя. Но только у Jaguar она есть исключительно в России. Даже на родине «кошачьих», в Англии, о Jaguar Experience узнают из публикаций в прессе.
Для журналистов курс вводный, незатейливый: гигантский полигон, ознакомительный круг, на котором машину пилотирует инструктор, и, наконец, два полноценных круга едем самостоятельно. Набор упражнений традиционный, от школы к школе не меняется совсем: «змейки» различной степени витиеватости, переставки, лосиные тесты, спринты, сопряженные с экстренным торможением. Но именно этот набор препятствий дает представление о том, что за машина под тобой.
«На все деньги» ехать не дают: бдят. Все-таки средняя стоимость машин здесь – не ниже 5 миллионов рублей.
Прыгнуть в новейший XJ в первом заезде не успеваю: более ретивые коллеги опережают. Что ж, бизнес-седан XF — тоже хорошо.
«Шайбу» КПП в положение Drive (в Sport не дают, равно как и пользоваться подрулевыми лепестками) – полный вперед.
Непосредственный впрыск, V8, 5 литров, но едет как-то не сказать, чтобы реактивно. Скорее, напористо и уверенно: в кресла не вжимает, головы не сворачивает, но ощущение динамики дарит.
Первая «змейка» пристрелочная: чтобы мы привыкли к рулю и поведению машины. А привыкать-то и не надо: в роскошном плотном кресле сидишь так, будто и не вылезал никогда отсюда, руль вращается с понятным усилием, маневры – упругие, точные. Jaguar XF перекладывается из виража в вираж четко, без истеричной резкости, но и не размазано.
Следом – щекотка нервов: спринт, а затем торможение.
— Дави педаль тормоза так, будто ты хочешь вытолкнуть ее наружу вместе с моторным щитом, - говорит инструктор. И добавляет, что на этом отрезке важно уловить момент начала торможения. Иначе вылетим с поля.
За резким кикдауном следует на удивление вальяжный разгон. Будто мы никуда и не торопимся вовсе, а просто катим в карете, рассматривая окружающий ландшафт…
К концу спринта на спидометре было всего 80 км/ч, потому торможение получилось скучным и вялым. Разворот, предсказуемо корректный, короткий «коридор» без маневров – чтоб отдышаться, и все по новой.
«Змейка» скоростная: здесь нога с газа не убирается вообще, движения рулем короткие, но резкие. Фишки расставлены довольно далеко, поэтому можно гнать сильнее, а рулить скупее. Переставка: имитация объезда крупного препятствия, внезапно возникшего на пути. «Лося» не нашли — поставили конусы. Траектория видна по следам резины. Видимо, кот-то пытался оттормозиться.
По науке, на переставке надо нагрузить переднюю ось – для наилучшего сцепления с дорогой. Потом следует доворот руля, и только потом добавляется тяга. Но это – на переднем и полном приводе. «И когда есть время», - добавляет инструктор. - «В повседневной жизни зачастую не бывает времени для такого числа действий. Поэтому работаем рулем и проходим переставку на максимально возможной скорости».
На первой попытке осторожничаю, на второй поддаю газку перед элементом: проскочил! Машина настолько понятная и послушная, что момент скольжения кормы ловится безошибочно, и дальше XF направляется в нужное русло.
Самым сложным оказался элемент из трех «гаражных боксов»: скорость при выполнении этого маневра близка к нулю, а вероятность сбить конусы приближается к 100%.
Вторым на очереди идет флагман — Jaguar XJ. Причем, не простой, а в удлиненном исполнении. S-класс по определению не драйверская машина, а авто для заднего пассажира. Но и водителю тут есть, чем поживиться.
Сажусь внутрь и сдавленно ахаю: кожа на торпедо, тонкий алюминий, виртуальные шкалы приборов, потолок, обитый замшей, шпон на дверях, дерево в консоли, даже коврики – из натуральной овечьей шерсти. Ничего, что я в грязной обуви и не в костюме Brioni?
Мне достался вариант с 385-сильным мотором. Опасения вызывала длина: все-таки когда свыше 5 метров за спиной, лавировать между конусами рискованно. Но нет ведь! Первая, «пристрелочная» змейка дает понять, что направлять XJ вправо-влево не то, чтобы легко, но приятно.
Правда, длинная база дала о себе знать некоей вальяжностью откликов на руль: от маневра к маневру он плывет, покачиваясь на пневмоподвеске. Если Jaguar XF был собранным и предельно точным, то XJ менее плотный и отзывчивый на руль.
Зато по динамике разгона он оставил «младшую» модель далеко позади. На спринте рвет так, что спина впечатывается в кресло. И торможение эффектное: цепкое, стремительное, моментальное.
«Ускоренная» змейка хоть и проходится на высокой скорости, но еще раз укрепляет во мнении: спортивной остроты и понятности руля здесь ждать не приходится, рулится XJ с некоторой ленцой. Совершенно обратное мнение об автомобиле осталось после того, как нас с коллегами-телевизиощнщиками прокатил ведущий инструктор школы Jaguar Experience Егор Васильев, мастер спорта по ралли и организатор учебного процесса в этой школе.
Уже через 40 секунд «поездки» в салоне стоял стойкий запах жженной резины и тормозных колодок, а машина летала от одного угла трека к другому как мячик для пинг-понга. Егор мастерской рукой водил XJ то шире, то уже, то распуская траекторию до всей ширины поля, то сужая до узкого заезда между конусами, то разгоняясь на пределе возможностей, то тормозя на грани фола, заправляя машину в поворот боком.
В драйверских возможностях Jaguar XJ мы убедились, попутно слегка разочаровавшись в пассажирских: на втором ряду седана S-класса втроем оказалось непривычно тесно!
Ну, и, наконец, третий, самый долгожданный заезд. С самого начала мероприятия манил и притягивал приземистый спортивный отпрыск английского семейства. Jaguar XK в исполнении R: комок нервов, источник эмоций и объект зависти. А ведь это он еще пока стоит.
Что было, когда он поехал, я толком не отразил. Но это был самый памятный круг в моей жизни: тесный кокпит на удивление уютен, звук мотора вызывает вожделение, а педаль газа превращается в спусковой крючок пушечного ядра.
Jaguar XKR – мощнейшее автомобильное впечатление этого года. Бурлящий, сочный выхлоп за спиной, линия горизонта впереди, 510 лошадей и два ведущих задних колеса с тонким ободом резины на диске.
За первым (пробным) поворотом следует взрывоопасный разгон: 4,8 сек до сотни. К концу уже привычного спринта на спидометре было всего 140 км/ч, хотя казалось, что я только что стартанул с места.
Пульсирует вена на виске; руки, кисти, запястья работают в предельном режиме. Выдох-вдох: спринт. Переставка. Змейка. Переставка. Коридор. Змейка. Пахнет колодками и резиной Вдох-выдох-вдох-выдох, пульс 220, давление на пике. Инфернальная улыбка от уха до уха и непосредственный впрыск адреналина в кровь.
Выдох-вдох, движения рулем все острее, маневры все четче и четче. Вдох-выдох, разгон-торможение.
Вдох-выдох: распускаем машину пошире. Вдох-выдох: режу угол, еще один, затем еще один. Вдох-выдох: не хочу, чтобы этот круг кончался.
Но он оборвался даже быстрее, чем ожидалось. Хотите больше – Вам в школу Jaguar Experience в столице, где желающих ждет три курса обучения: ознакомительный (то, что прошли мы), базовый (3 дня по 3 часа вождения), продвинутый, рассчитанный на 12 часов и изучение приемов высшего водительского мастерства.
Благодарим автоцентр «Краснолесье» за приглашение на мероприятие |
66.RU