Нам обещали глобальный переход на электромобили. Но прямо сейчас автоконцерны переобуваются в прыжке

Сегодня, 12:56
Фото: нейрохудожник Нерон с Dall-E 3 для 66.RU
И соревнуются, кто переобуется элегантнее. Пока что красивее других выступил топ-менеджер из BMW: «А мы и не собирались». Почти как в том анекдоте: «Мужчина, мужчина, проснитесь!..»

С чего все начиналось

В 2009-м Илон Маск показал, а в 2012-м начал продавать Tesla Model S. Электромобиль, который перевернул правила игры в сегменте. Раньше такие машины заряжались долго, а расходовали энергию быстро. Но Маск придумал инфраструктуру к автомобилям — супербыстрые зарядки, которые сокращали ожидание с часов до минут.

В сам автомобиль инженеры Tesla догадались запихнуть огромный аккумулятор. В итоге впервые в истории получилась электрическая машина — и почти полноценная: заряда стало хватать на 400–500 км, восполнить его можно за ~40 минут.

В итоге, вопреки ожиданиям скептиков, Tesla взлетела — как для нишевого производителя гаджетов. Стараниями и личным брендом неугомонного Илона история вышла за пределы Кремниевой долины — электромобили двинулись в мейнстрим.

Очень помог случайно (?) подвернувшийся скандал: в США выяснили, что германский Volkswagen читерил с данными по выхлопу. И их дизельные моторы — шикарные, эконономичные, тяговитые — хуже Гитлера и Сатаны, вместе взятых.

Таких скандалов приключилось несколько — включая менее заметные широким массам, например с «Опелем». И к концу «десятых» электромобили не просто стали мейнстримом — они стали единственным вектором движения целой индустрии.

Начало этой истории помню хорошо: в 2021-м Porsche показывала нам обновленную «Панамеру». И обновлена она была на «отстань». Технический специалист российского офиса бренда Максим на презентации виртуозно вытягивал из ничего новинки модели. А после и не под запись признался, что на обновление текущего модельного ряда Porsche и правда забили — все силы брошены на догон и перегон Илона Маска.

Чуть раньше и вслух о том же говорили в Audi: программы по ДВС замораживаются, все силы на электрификацию линейки.

Финальную точку поставили евробюрократы, которые к 2030-м годам велели автоконцернам избавляться от выбросов вообще и готовиться к тому, что к 2035-му край все машины в Европе будут электрическими.

А дальше…

А дальше все облажались

Особенно европейцы.

Запуск линейки электромобилей ID от Volkswagen откладывался из-за проблем с ПО и общим доведением до ума. А когда довели, это все стало продаваться очень вяло. Особенно в Китае, где вышло фиаско: VW построили под «электрички» целый завод мощностью сотни тысяч штук в год, а китайцы покупали их… тысячами.

Аналогично у Audi с Porsche, которые заморозили программы развития ДВС и бросили все силы на электрификацию. И что? И ничего: сейчас закрывают заводы и режут траты.

Macan 2-го поколения, который сразу задуман как чистый электромобиль, рынок не принял:

Porsche Macan II, который никто не хочет

Дальше у всех пошли падения прибыли, а то и чистые убытки. Заокеанский Ford, например, за 2024-й сжег $5,1 млрд на продажах электромобилей в Европе. Всем остальным грандам отрасли тоже невесело. И, начиная с марта 2025-го — когда для многих заканчивается финансовый год и бухгалтерия дает итоговые расклады, — косяками пошли интересные переобувания:

Смешнее других выступил директор австрийского завода BMW в интервью германской деловой прессе: «А мы и не собирались [отказываться]. ДВС — наша база, он будет финансировать наш бизнес и дальше».

Бюджетный электромобиль Volkswagen, который должен взорвать рынок. Но там нюанс: он выйдет еще только в 2027-м.

И как бы им не пришлось переобуваться еще раз, потому что

Продажи электричек-то растут

Особенно внушительно это выглядит на длинном горизонте:

Почему тогда Ford, Volkswagen, Audi, Porsche, даже сам Mercedes-Benz на этом поле не преуспели и вынуждены врубать заднюю?

Для всех грандов три крупнейших рынка — Европа, Штаты, Китай. В Европе и Штатах продажи электромобилей росли не в последнюю очередь на субсидиях на покупку. Когда государство и сами производители перестали доплачивать покупателям, те перестали покупать.

Но ведь остается Китай. И на него в прошлом году пришлась ровно половина всех продаж новых «электричек». И тут для грандов отрасли есть маленькая проблема: у Китая есть Китай. Внезапно рванувший домашний автопром, который на щедрых субсидиях и дотациях Компартии может выпускать настолько дешевые «электрички», что европейским и американским производителям никогда за ними не угнаться.

Получается так, что одной Европы и Штатов недостаточно, чтобы богадельня с электричками была рентабельной — нужен Китай. А Китаю не нужно: там есть BYD, SAIC и все остальные, которые демпингом выдавили грандов со своего рынка и теперь с демпингом пытаются залезть уже в Европу и добить старичков уже там.

Все это по-своему иронично: пока все гиганты (включая тех же Porsche) прицельно метили в Илона Маска и на Запад, прилетело в спину с Востока. Самому Илону тоже.

Кирилл Зайцев
редактор раздела «Авто»

Читайте также