Я довольно большой мальчик и почти 18 лет в этой сфере. Точно знаю: если маркетологи обещают нам рыбомясо или мясорыбу, то это будет невкусное мясо и так себе — рыба.
Если в рекламе «машина для жизни и активного отдыха», то она неудобна по жизни и убога — на активном отдыхе. Если в рекламе — «машина для асфальта и бездорожья», она будет ущербна на асфальте и никчемна — на бездорожье. Если «семейный автомобиль с генами спорткара», жди дубовую подвеску, но косую управляемость.
Исключения — по пальцам одной руки. Golf GTI. Porsche Macan. Lamborghini Urus. Хороши и в быту, и для быстрой езды.
Но не без нюансов.
В Golf GTI едва влезает скарб на трехнедельный отпуск с семьей в Турции. А на Porsche Macan и Lamborghini Urus влезает с запасом, но не успеть накопить до пенсии (моего сына).
BMW X5/X6 в М-пакете? Оставьте: они хороши преимущественно для езды по прямой. С поворотами же чудес не бывает: большая масса, высокий ее центр — быстрая езда по серпантинам или треку на X5 возможна, но Golf GTI будет впереди. И тоже с компромиссами. По всему выходит, машин таки должно быть две: отдельно — кайфовая (FIAT 500 Abarth), отдельно — удобная (Touran).
А такой автомобиль, чтобы и с багажником, и с салоном, и с расходом, и 0–100 за считанные секунды, и не за все деньги мира попросту не сущес…
Существует. Только вы о нем не слышали. Даже хозяин тестовой машины еще год назад не слышал — мы обсуждали: Mercedes-Benz CLA Shooting brake или Audi A4 в «Эс-лайне»?
А потом я сказал:
— Может, Cupra?
— Cupra?
— Да, Cupra. Ну, знаешь, там, где «Ола!», «паэлья», «синьора»…
— Хммммм…
![]() Фото: 66.RU |
---|
И вот человек едет и берет себе «Купру», а я девять месяцев маюсь тоской и тленом в ожидании встречи с «Купрой».
Стоило того?
Возможно, вы помните такой SEAT. Испанское крыло Volkswagen-Audi Group (VAG). Они делали классные эмоциональные тачки из душноватых «Фольксвагенов». В РФ заходили трижды. То ли четырежды. Последний раз зашли в 2012-м, вышли в 2014-м. У SEAT были заряженные топ-версии — с припиской Cupra. Одна такая — на базе хэтча Leon — бывала у нас на тест-драйве.
В какой-то момент VAG решил выделить Cupra в отдельный — и чисто спортивный — бренд. И он перед вами.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Это кроссовер Formentor. Есть и другие модели, бензиновые и электрические, всякие. Кроссоверы, хетчбэки. Но этот хорош и размерами, и умениями. Хотя технически Cupra Formentor во многом — это тупо «Тигуан». Точнее, его брат-близнец, с которым «Тигуана» разлучили в детстве. Tiguan вырос в крепкой бюргерской семье, в сытости и уюте. А Formentor попал в детдом на самом северо-севере Сибири. Где терпел бесконечный буллинг, физическое насилие и вырос конченым уродом, обиженным на весь свет. Все его желания сейчас — это стейк из человечины («rare»).
И уничтожать Вселенные.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Или не уничтожать. На руле у Formentor есть заветная кнопочка впрыска «Озверина». Если ничего не нажимать — ну, VAG и VAG. Пижон с подворотами — снаружи, преимущественно однотонный внутри, с выверенной по-германски эргономикой, с просторным салоном и неплохим багажником 420 литров.
Нyyyу, нормальный такой VAG. Как «Тигуан», только дизайн поинтереснее.
![]() Фото: 66.RU |
---|
А потом ты начинаешь впрыскивать «Озверин»: переводишь все системы в режим «S». Это малая доза: машина позже уходит на повышенные передачи, чуть дольше держит тебя на пике крутящего момента, со стороны выхлопа начинают долетать какие-то обертоны. Хриплые. Злые.
А потом ты переводишь подачу «Озверина» на следующий уровень — врубаешь режим Cupra. «Ошейник» стабилизации ослаблен, мотор выдает всех свои 310 породистых коней, выхлоп агонизирует и надрывается в режиме чего-то среднего между Тиллем Линдеманном из Rammstein и гроулом языческой black-metal группы. Орать начинаешь и ты — из-за руля. Слово, очень похожее на Cupra, только по-польски и другое.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Потому что едет он феноменально. Ближайший вайб — Porsche Macan, который кратно дороже. Вот там я испытал шок от стабильности без кренов, торможений как в стену, совершенно неиссякаемому напору крутящего момента и молниеносного отклика на каждое прикосновение к акселератору. Отклика острого, как зубная боль при пульпите, только боль приятная.
Вырубаю режим «Купра» — со мной снова интеллигентный доцент-филолог, который всецело поглощен влиянием индо-арийских мифов на морфологию удмуртской сказки. Дважды прожимаю кнопку впрыска «Озверина» — доцент сбрасывает маску и оказывается глубоко травмированным в детстве маньяком из (каждого второго) романа Стивена Кинга.
Я пробовал с ним так и этак. И во всех режимах это самая удобная, покладистая, оптимальная, достаточная машина вообще. Достает дури, чтобы (всегда) успеть на двойной обгон. Достает шумоизоляции и комфорта подвески, чтобы не переживать за позвонки. Хватает салона и багажника, чтобы не переживать, «а как нам всем тут будет ближайшие 600 км путешествия». Хватает тормозов, чтобы гарантированно осадить после двойного обгона.
Мотор тут «простой советский»: 2,0 TSI, тоже плюс-минус как у «Тигуана» (и Macan 1-го поколения в базе). Но над ним так хорошо поколдовали, что 0–100 едешь меньше 5 секунд, а если доедешь до 140 и продолжишь давить, с удивлением обнаружишь: разгон продолжается с прежней интенсивностью!
![]() Фото: 66.RU |
---|
А есть еще 390-сильная версия, и та, говорят, еще лучше. Поверю на слово, но трудно представить, что можно сделать совершеннее, если мы остаемся в рамках некоего условно «земного» бюджета и не заступаем на полянку для игры ребят вроде Ferrari и Aston Martin.
Но просто хорошего мотора мало: чтобы вот так эталонно передавать его мощность на колеса через трансмиссию, нужны годы и годы опытов и полировки. И они дополировали: никогда еще VAG’овская связка «TSI+DSG» не ехала так отзывчиво, понятно и — всегда, когда бы ты ни захотел поехать. Да, первые владельцы коробок DSG поели навоза и поработали бесплатными тестировщиками для концерна. Но сейчас связка мотора и трансмиссии — в ее высшей форме.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Кто-то мне скажет: «старик, хочешь лучшую отдачу по первому требованию — бери электричку». Скажу в ответ: электричка и правда будет еще резче и точнее, но к электричке надо костыль, а к нему костыль — и потом еще двадцать десять костылей. Не хочу: Formentor прямо сейчас дает отдачу и прием, сопоставимый с электромотором, но без костылей электромоторов.
Прямо сейчас ни на одной электричке без костылей я не доеду, допустим, до Нижнего Новгорода с семьей, чемоданами, с хорошим звуком и трассовым расходом 6,5 л (!) на 100 км. А на Formentor доеду. И в финале меня будет ждать «Нижегородское кольцо», на котором я смогу показать очень и очень нестыдное время круга. И это первая такая за 11 лет машина, которая может и в пир, и в мир, и в добры люди, и в настоящий спорт. Прошлым откровением был Macan и за совсем другие деньги.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Нет правильного ответа на вопрос «сколько стоит». Бренд никогда не работал в стране официально, всё, что везти, тащить окольными путями через Беларусь/Кыргызстан/Грузию. Цены на выходе — разные. От 3 до 7 млн рублей в зависимости от года, пробега, состояния, комплектации, страны вывоза, страны ввоза, стран транзита и так далее, и так далее.
Без 3 млн смотреть в ту сторону — напрасно ранить себе душу, без 4 — с высокой долей натолкнуться на что-то серо-серое с вопросиками по утильсбору и прочим таможенным вещам.
Если вдуматься, это не так и много. Прямо сейчас кто-то выкладывает 3 699 000 рублей за Haval F7x. Тоже купе, тоже кроссовер, но там нюанс.
![]() Фото: 66.RU |
---|
«Купру» делали городские сумасшедшие, но! С академическим образованием и многолетней моторной, трансмиссионной, подвесочной школой за плечами. Haval же нарисовала нейросеть, просчитать конструкцию забыли, протестировать — не подумали. И вот этот кто-то мог чуть заморочиться и привезти себе «Купру» за 3,7 млн, чтобы жить потом в счастье, удовольствии от каждого километра и в режиме непрерывной оргии.
Но так много людей боятся быть счастливыми.
+ | всё |
- | честно — не знаю; давайте докопаемся до сенсорных кнопок управления климатом, высокий VAG' овский выступающий тоннель сзади. И я бы докинул литров багажнику: 420 — впритык, хорошо бы занять у «Шкоды» и сделать 500. |
Cupra Formentor | Паспортные характеристики |
---|---|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|