Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Таксисты начали переходить в «сервис аренды машин с водителем»

27 мая 2025, 08:00
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Причиной такого решения стали ужесточение контроля в регионах за медосмотром водителей, дополнительные страховки и закон о локализации машин.

Сервисы такси, где работает много водителей на своих автомобилях, начали отказываться от одноименного названия и переходить в другие виды перевозок. Один из крупнейших агрегаторов — «Максим», аккумулирующий до 70% легального рынка легковых перевозок в регионах, заявил о переходе на схему аренды машин с водителями, которая не подпадает под действие закона о такси.

Директор сервиса Максим Шушарин уверен, что действующий закон недостаточно учитывает интересы водителей, время от времени подвозящих пассажиров на личных автомобилях. Если частника с таксистским разрешением поймают без медосмотра, то штраф составит 30–50 тыс. рублей. Если водитель отказывается от разрешения, наказание — от 500 до 2 тыс. рублей.

«Неудивительно, что многие сдирают «шашечки» с бортов, аннулируют официальные разрешения в реестре такси и работают через Telegram-чаты всерую. На данный момент от разрешений отказалось порядка 30–40% частников в регионах. Чтобы оставить водителей-подработчиков в правовом поле, мы перешли на схему «аренды машины с водителем». За рубежом эта бизнес-модель называется «райдхейлинг», — объяснил «Известиям» Шушарин.

Эксперты подтверждают, что сервисы такси осваивают модель бизнеса «аренды машин с водителем». Руководитель Объединения самозанятых России Иван Литвинов считает, что частным водителям, которых в стране порядка 2,5 млн, нужно отдельное регулирование, чтобы не классифицировать их как такси.

Предложения — регистрация самозанятости и уплата налога на профессиональный доход, справки об отсутствии судимостей по тяжким статьям, отсутствии алкогольной и наркотической зависимости. При этом никаких требований к цвету авто, ежедневных осмотров, путевых листов и дополнительных страховок быть не должно. Но допуск к заказам должен быть только через агрегатора, считает эксперт.

Сейчас в регионах минимум 97% таксистов не проходят ежедневный медицинский и техосмотр, так как физически это сделать негде, уточнил председатель Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев. Три четверти перевозок осуществляют водители, находящиеся в «серой» зоне из-за явно избыточного регулирования.

Ранее стало известно, что 80% самозанятых водителей такси отказались пересаживаться на отечественные авто. В Свердловской области к 2027 будет не хватать более 70 тыс. водителей. После того как закон о локализации такси вступит в силу, к клиентам будет приезжать Lada Aura и Haval Jolion.

  • Закон «О такси» вступил в силу 1 сентября 2023 года. Водителей обязали получать разрешение на работу в такси, проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, ежедневно проверять техническое состояние автомобиля. Таксистов не должны допускать к работе при наличии судимости и нескольких административных штрафов.
  • С 1 сентября 2024 года водители такси должны дополнительно оформлять полисы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Дополнительные траты тоже увеличат стоимость поездок. Чтобы оформить полис, нужно разрешение на работу в такси.
  • В этом году в Госдуме приняли закон, обязывающий таксистов работать только на российских автомобилях. Он вступит в силу с марта 2026 года. Можно будет использовать только автомобили отечественного производства, которым присвоили более 3200 баллов локализации. Сейчас требованиям соответствуют, в частности, четыре модели Lada (Granta, Vesta, Iskra, Aura), «Москвич-3» и «Москвич-6», XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, электромобили Evolute i-PRO и i-JOY.
Дарья Александрович