Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Останутся только «Лады»? Понятный разбор нового закона об отечественных машинах в таксопарках

14 мая 2025, 08:00
Останутся только «Лады»? Понятный разбор нового закона об отечественных машинах в таксопарках
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Как известно, острейшая проблема российского общества прямо сейчас — отсутствие такси локальной сборки на дорогах. Законотворцы о проблеме знают, работают и молниеносно принимают соответствующий закон. Как мы с ним будем жить, а главное — каким маркам и моделям на самом деле разрешат остаться в такси, разбирался автообозреватель 66.RU Кирилл Зайцев.

Что за

С марта 2026 года в большинстве регионов страны попасть в реестр такси и выходить на линию смогут только автомобили двух категорий:

  • произведенные в России и с 3200 баллами от Минпромторга за локализацию;
  • произведенные в России в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК).

Многие медиа в погоне за хайпом отчитались: это только «Лады», и их четыре модели. На самом деле все немного не так и сильно (нет) лучше.

Помимо «Лады», в такси смогут работать автомобили еще как минимум восьми брендов.

Останутся только «Лады»? Понятный разбор нового закона об отечественных машинах в таксопарках
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Skoda Rapid калужской сборки. Сейчас пролез бы в новые требования. Но вот «бы».

Что за баллы

Минпромторг регулярно подсчитывает, насколько импортозамещены автомобили российского производства. За использование компонентов и узлов Made in Russia начисляются специальные баллы, а за них потом даются разные плюшки:

  • компенсации самому производителю за утилизационный сбор;
  • участие производителя в госзакупках;
  • возможность купить авто в льготный кредит рядовому потребителю;

Всего Минпромторг может начислить 8750 баллов. Планка для попадания в такси в следующем году — 3200 баллов, не меньше.

У «Гранты», по последним данным в открытых источниках, 5135 баллов. У «буханки» УАЗа — 2654. Меньше набирали только питерские «Ниссаны» в 2021 году: 1500 баллов. А «буханка» в строю вообще-то с 1965 года, но именно так выглядит 60 лет построения технологического суверенитета.

Хотя это все не так важно, потому что есть второе условие: в такси пустят модели, созданные в рамках СПИК.

Останутся только «Лады»? Понятный разбор нового закона об отечественных машинах в таксопарках
Фото: фирмы-производителя

Производство импортозамещенных коробок передач на Заволжском моторном заводе Нижегородской области, который тоже (как УАЗ) в группе Sollers. Кстати, без дураков, хорошая новость, что их там производят: все детство я ездил к родне на лето мимо пустых корпусов ЗМЗ с выбитыми глазницами стекол — жалкое было зрелище. Хуже только заволжская автостанция, туалет которой, судя по амбре, начинался прямо на автостанции.

Что за СПИК

Двустороннее соглашение между государством и инвестором. Второй обязуется сделать какой-то крупный промышленный проект, первое гарантирует преференции. Их три:

  • налоговые льготы («заморозка» / снижение ставки налога на прибыль до 0% в федеральной части, льготы по НДС и региональным налогам);
  • упрощенный доступ к госзаказу;
  • ускоренная сертификация «Made in Russia» — подтверждения российского происхождения при включении в реестр Минпромторга.
Останутся только «Лады»? Понятный разбор нового закона об отечественных машинах в таксопарках
Фото: фирмы-производителя

У АвтоВАЗа СПИК точно был. Впрочем, в случае с АвтоВАЗом любые правила несущественны. Он всегда всех победит.

Если машина выпущена предприятием со СПИКом, можно в такси. А такой СПИК есть у:

  • «Автотора» (сборка SWM, BAIC, Kaiyi, Amberauto);
  • «Москвича»;
  • «Моторинвеста» (бренд электромобилей Evolute);
  • Haval, который первым из китайских производителей заключил СПИК в 2020-м;
  • промышленной группы Sollers (бренды UAZ, Sollers).

Итого прямо сейчас набирается никак не меньше 32 моделей, не считая Lada. И это очень хорошая новость (для них): без стимулирования и протекционизма большинство этих брендов были примерно вообще никому не нужны даром и со скидками. Посмотрите хотя бы на прошлогодние успехи «Москвича»:

Останутся только «Лады»? Понятный разбор нового закона об отечественных машинах в таксопарках
Фото: 66.RU