Последние 1,5 недели прошли в жарких дискуссиях с товарищами, скажем так, сильно-левого уклона. В общем и целом сюжет сводится к:
- Белый дом заняли клоуны;
- Трамп — идиот;
- Маск — дурак;
- оба-два тянут бизнес Маска и американскую экономику в целом к развалу.
Как бы вот помягче сказать: такая картина мира видится мне сильно упрощенной. Многие проблемы Маска и Tesla начались еще до активной политической карьеры миллиардера, и преувеличивать ее влияние на сегодняшние неудачи, наверное, преждевременно.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Жаркие споры о провалах Маска и скором крахе американской экономики начались в таком окружении. Где, как не тут, об этом глубоко подумать? |
Сначала по фактам
У Илона дела и правда так себе:
- продажи электромобилей Tesla резко упали как в США, так и на зарубежных рынках (в частности, в Китае и Европе);
- Tesla потеряли почти 50% своей рыночной капитализации, которая с конца прошлого года по март этого снизилась с ~$1,54 трлн до ~$777 млрд.
Дескать, все потому, что он выбрал неправильную сторону Силы, показывал странные жесты, творил прочую дичь. Давайте посмотрим с других сторон.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Электромобилям в целом не очень
Проблемы не только у Tesla — проблема в «энергопереходе» в принципе. Ушедший 2024-й отметился заметным охлаждением спроса на электромобили. На ключевых рынках мы по-прежнему наблюдали рост, но — замедляющийся или вялый.
Например, в Штатах и Канаде
- в 2023-м продажи «электричек» выросли год к году на 9–10%;
- в 2024-м — на… 9%.
Налицо какое-то замедление, а то и остановка роста продаж. Они прибавляют, но не кратно, заметно, ощутимо.
В Европе и того хуже: в целом по странам ЕС и Великобритании в 2024 году продажи электромобилей составили около 3 млн единиц — это на 3%… ниже по сравнению с 2023 годом. Справедливости ради, на европейских рынках есть региональные различия:
- в Великобритании рост сохраняется,
- а в Германии и Франции продажи приупали — например, из-за отмены госсубсидий на покупку «электрички».
Где с продажами электромобилей по-прежнему хорошо — это КНР. Но и там не без нюанса.
Китай в 2024-м остался крупнейшим рынком электромобилей — там продажи выросли примерно на 40%, на него приходится более половины мировых продаж «электричек» (около 11 млн штук).
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Но. В Китае есть два стимула роста:
- масштабные субсидии Компартии на покупку электромобилей населением;
- демпинговые цены китайских автопроизводителей (например, BYD).
Что бывает, если отменить доплаты от государства, спросите Германию: там после отмены госсубсидий и льгот от самих производителей продажи в том году рухнули на 27,4%.
Что касается цен, смотрите:
- 4,7-метровый седан BYD Seal 05DM-i — это 79 800 юаней минимум;
- 4,7-метровая Tesla Model 3 — 235 500 юаней.
Что пойдет и купит рядовой китаец с субсидией от Компартии: седан Маска или седан от BYD? Компанию, кстати, тоже щедро субсидирует Компартия — могут себе позволить цены ниже рынка.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
BYD Seal 05DM-i. От 79 800 юаней (~914 508 ₽). |
Итак. Давайте зафиксируем.
- Продажи электромобилей на всех ключевых рынках в лучшем случае не падают, спрос на них чаще всего не растет;
- есть успехи только на китайском рынке, но за теми успехами — печатный станок КПК, Коммунистической партии Китая.
При чем тут Маск и его политическая деятельность? Возможно, продажи Tesla падают в том числе из-за нее.
Но — «в том числе». Не «главным образом». Всем производителям «электричек» сейчас несладко, не только Tesla.
Акции: упали или пришли в норму?
Тут не буду долго умничать: биржевая тема для меня темный лес, с этим лучше справится кто-то вроде Виталия Калугина. Заострю внимание лишь на одном маленьком нюансе: да, рыночная стоимость Tesla с конца прошлого года упала с ~$1,54 трлн до ~$777 млрд.
Но давайте вспомним вот что. В предыдущие годы многие аналитики высказывали мнение, что рыночная капитализация Tesla — завышена и не отражает ее финансовые и производственные показатели. Инвесторы зачастую оплачивали будущий потенциал компании, а не ее реальные результаты (тиражи продаж, выручка, прибыль).
Что, если сегодняшняя корректировка стоимости компании — не падение из-за политической деятельности Маска, а естественный, нативный, максимально рыночный возврат к нормальности? В конце концов,
- Toyota в 2024 году выпустила примерно 10–10,5 млн автомобилей, капитализация оценивается примерно в $250–300 млрд;
- Tesla выпустила 1,8–2 млн единиц за тот же год, ее капитализация превышала $1 триллион.
Не было ли в этом какого расхождения в предыдущие годы? Не устраняется ли это расхождение прямо сейчас на наших глазах?
Виталий?
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Качество: упало или всегда было таким?
Буквально каждая неудача Маска встречается левым сообществом жадным улюлюканьем. Так, много шума наделала отзывная кампания пикапа Cybertruck, у которого отваливались кузовные панели. Суть шума: «МАСК ЯКШАЕТСЯ С ТРАМПОМ — ТАЧКИ СТАЛИ БАРАХЛО».
Простите, извините. Автомобили Tesla никогда не были эталоном высокого качества и культуры производства. Более того, Tesla всю свою историю — будучи местечковым стартапом — сталкивалась с отзывными кампаниями по качеству и безопасности их автомобилей. Из недавнего:
- в 2020 и 2021 годах фиксировались ошибки ПО автопилота, неправильного крепления компонентов (например, болтов для ремней безопасности и тормозных суппортов);
- в 2024 году — отзыв около 380 тыс. автомобилей в США из-за неисправностей усилителя рулевого управления;
- тогда же компания провела крупнейший отзыв (более 2,2 млн Model S, Model X, Model 3, Model Y и Cybertruck, 2017–2023 г. в.) из-за проблем с отображением информации медиасистемы (мелкий шрифт на приборной панели затруднял чтение критически важных сведений для водителя);
- Cybertruck неоднократно попадал под отзывные кампании — в последнем случае компания отозвала пикапы из-за проблем с внешними панелями кузова, которые могут отслаиваться на ходу.
Если сегодня и в 2020-м в проблемах можно было бы обвинить Трампа, то в 2021–2024-м у руля был Джозеф Байден, а Маск еще не был так погружен в политический контекст.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Итого
Да, у Илона Маска прямо сейчас масса проблем:
- падают продажи автомобилей;
- падает рыночная капитализация;
- падает качество продукции.
И тут принципиальный момент:
- это потому что он полез в политику и выбесил множество людей?
- это потому что продажи в целом стопорятся везде, акции раньше были переоценены, а качество всегда было чуть выше отметки «барахло»?
Для леваков ответ очевиден.
Но вообще — нет.