Февральская волна слухов о возвращении привычных автомобильных брендов на российский рынок породила вал публикаций в профильных медиа. Да что там, даже непрофильная «Комсомольская правда» выходила с передовицей в жанре «Кто может вернуться».
Интерес аудитории — лютый. Точно знаю, что прямо сейчас коллеги федеральных изданий высасывают из пальца на планерках обсуждают «…еще один, уже пятый, текст на тему камбэка». Дальше пойдут откровенные спекуляции с кликбейтными заголовками, но такова специфика нашей работы — люди читают, людям напишут.
По своей статистике вижу, что аудитории безумно интересна тема «чо там у бывших». Все хотят с Chery обратно на Volkswagen и KIA, и не только автомобилисты. На днях созванивался с бывшим пиарщиком китайского бренда. Бывший пиарщик сказал, что «…уволился — устал от подхода китайцев к бизнесу, хочу назад в приличный бренд вроде KIA».
Жаль его, жаль себя, жаль всех нас, но давайте будем реалистами: откат к нормальности хотя бы образца 2021-го вряд ли возможен на нашем веку. Там есть минимум три нюанса.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Новая линейка электромобилей KIA, которая официально вряд ли доедет до нас |
Политический нюанс
Урсула фон дер Ляйен решительно озабочена, Совбез ООН категорически осуждает, Эммануэль Макрон собирает совещание за совещанием, Британия увеличивает расходы на оборону, чешский премьер запретил россиянам получать гражданство, и вообще. Геополитический контекст прямо сейчас напоминает худшие страницы холодной войны с повсеместной шпиономанией, дипломатическими демаршами и неджентльменской риторикой в устах джентльменов.
А тут надо помнить, что
- Volkswagen AG, например, отчасти госкомпания — у правительства федеральной земли Нижняя Саксония 11,8% акций и 20% голосующих прав;
- 6,2% акций концерна Stellantis (Peugeot, Citroen, FIAT, Chrysler, Jeep, Opel) у правительства Франции и госбанка Bpifrance;
- если брать Renault, то у французского правительства уже 15,7% акций компании.
Сомнительно, что эти концерны смогут снова развернуть какую-нибудь деятельность на российском рынке без отмашки правительства Нижней Саксонии или Франции. И прямо сейчас не похоже, чтобы те правительства такую отмашку дали — там одни совещания по этому поводу растянутся до 2030-х.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Центральный завод Volkswagen, Вольфсбург, Нижняя Саксония |
Экономический нюанс
Давайте будем честны с собой: российский рынок прямо сейчас — это когда в пятерке самых продаваемых машин — модели позапрошлого технологического уклада. Типа «Гранты» и «Весты». И «Нивы» из конца 90-х. И за 10–20 тыс. евро.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Granta, № 1 российского рынка |
В Германии прямо сейчас
- № 1 — Golf (от 28 330 € с НДС),
- № 2 — Tiguan (от 38 250 € с НДС)
- и T-Roc (от 27 850 € с НДС).
Дальше арифметика все затейливее:
- АВТОВАЗ за февраль продал 9513 «Грант» за ~10 000 €, и это № 1 российского рынка;
- Volkswagen только на родине продал 11 993 «Тигуана», который почти вчетверо дороже.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Новый Tiguan, № 2 германского рынка |
Прямо сейчас российский покупатель не может позволить себе высокомаржинальные модели, которые экономически интересны продавцу. А для бедных у Volkswagen нет ничего. И у Renault нет: там самые дешевые модели — это Clio за 19 600 € и VW Polo за 19 835 € минимум. Чтобы были модели ценового уровня «Гранты», нужно локальное производство и вообще — совершенно другие правила игры. Но правила такие, что на российской границе импортируемое авто становится вдвое дороже. А с локальным производством есть третий
Юридический нюанс
- Volkswagen ушел с концами: завод в Калуге за бесценок продан российской стороне, там теперь клеят шильдики TENET на Chery.
- Toyota ушла с концами: питерский завод марки продан без опции обратного выкупа.
- Как и московская площадка Renault, где раньше собирали Duster, Kaptur, Arkana, а теперь — китайские JAC под бейджем «Москвич».
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Перезапуск калужского завода VW. Теперь там Chery/TENET |
Теоретически у Renault (и Nissan) есть возможность обратного выкупа завода в Питере и возврат на конвейеры АВТОВАЗа. Но на эту тему (и тоже совершенно неджентельменски) высказались все первые лица. Мэр Москвы Собянин заявил, что «Renault тут вряд ли что-то светит».
А президент ВАЗа Соколов сказал, что Renault — если надумают вернуться — придется возместить инвестиции, сделанные в производство уже без них. Это 112,5 млрд рублей, хотя французы в свое время инвестировали в ВАЗ ежегодно порядка 20–22 млрд. И тут интересно с точки зрения эффективности:
- Renault каждый год вкладывала в АВТОВАЗ порядка 20 млрд, и по конвейеру шли относительно современные Sandero/Logan/Xray + оригинальный вазовский модельный ряд;
- без Renault АВТОВАЗ ежегодно тратит примерно вдвое больше на запуск производства «ободранной» Granta, Vesta с китайским вариатором и прочие переделки «Нивы» в спорткар (со 122-сильным мотором).
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Niva Sport: салон с красными вставками, спортивные настройки подвески, атмосферный мотор 122 силы. Модели идет 49-й год, она застала дорогого Леонида Ильича, «гонку на лафетах», Перестройку, Железную Леди, Буша-старшего, путч, осаду Сараево, пятнышко на платье Моники Левински, операцию «Преемник», Буша-младшего, Олимпийские игры в Афинах и Пекине, два губернаторских срока Арнольда в Калифорнии, пять фаз киновселенной Marvel — и совершенно не собирается на покой. |
И незаметно, будто им так уж и нужно это Renault обратно. Даже наоборот: за три года мир убежал далеко вперед и сильно изменился. Мэр Москвы записал себе в актив возрождение исконно нашего бренда «Москвич», Максим Соколов вписал себя в историю как человек, который удержал ВАЗ на плаву. Нужны им пришлые варяги, чтобы делиться славой/полномочиями/деньгами? Вряд ли.
И не только им: за три года вокруг импорта/экспорта, торговли в целом, производства, поставок компонентов сложилась своя, новая инфраструктура. На поставке китайских вариаторов на конвейер зарабатывают одни люди, на сборке ABS и ESP для ВАЗа в Костроме — другие.
На параллельном импорте посредникам вообще несть числа.
Вы бывали в Самсуне или Трабзоне? Это крупные турецкие порты на Черном море. За последние годы эти города заговорили на русском: вывески, реклама, объявления. Множество переводчиков и нотариусов, проводников и гидов… Все потому, что через Самсун и Трабзон в Россию идет примерно все — от турецких лимонов до германских «Кайенов». И не только через порты: километров за 40 до грузинской границы в Сарпи на сухопутной трассе из Трабзона начинается сплошная пробка из фур и автовозов. И все это не в Тбилиси идет, а транзитом и дальше.
![]() Фото: архив 66.RU |
---|
Самсун. Вон на том грузовозе — ваша будущая кофеварка / кроссовки «Адик» / «Кайен» / помидорки / сливочное масло |
Мы недавно выяснили, что по пути в РФ подсанкционные автомобили из Европы прибавляют еще одну цену. В этой еще одной цене — логистический крюк через Балканы и Кавказ, услуги переводчицы Наташи и нотариуса Османа, оплата посредников и прокладок, перегрузки с корабля на корабль в Трабзоне и масса чего еще, о чем мы не знаем. Хотят ли все причастные возврата к прямому импорту и прозрачной торговле? Кратчайшим логистическим путям? К локальному производству? Риторический вопрос, конечно. Глупый.
![]() Фото: архив 66.RU |
---|
На подступах к Сарпи. Дорога из трех- становится однополосной |
И еще порция скепсиса напоследок. Плотно общаюсь с коллегами из салонов (экс) KIA и Hyundai, и там ничего не ждут: из корейской штаб-квартиры нет никаких сигналов о скором неминуемом возвращении. Бывшие дилеры Hyundai и KIA продолжают работу с другими брендами. А если нет сигналов даже от лояльных и молчаливых корейцев, со всех других сторон сигналов ждать не приходится и подавно.
Пока что к этому нет ни политических, ни экономических, ни юридических предпосылок. Да и переводчицу Наташу в Трабзоне без куска хлеба оставлять как-то не по-христиански.