В конце года ушедшего представитель одного из холдингов региональных сказал мне, что они «пересматривают работу с FAW и Jetta — экономически не очень интересные бренды». В начале года наступившего от работы с отдельными брендами (Kaiyi, Baic…) отказываются уже холдинги федеральные. С подачи ТГ-канала «Русский автомобиль» в обиход профильных медиа вошел термин «мусорные бренды». Они-то и попадают в группу риска «С вещами на выход». Давайте присмотримся к ним поближе.
Что считать успехом
Аналитик Олег Мосеев считает «успешными» (прибыльными) те бренды, дилеры которых отгружают в среднем по 600 машин в год, или по 50 в месяц. Да, любые срезы «средних по палате» полны нюансов, но в данном случае логика железная: кто продает больше, тот и успешный. Тем не менее у нас есть плюс-минус удобная отправная точка для расчетов.
Дальше будет тоже «среднее по палате», и грубо, на пальцах, но для «прикинуть» хватит и этого:
- средняя стоимость автомобиля — 3+ млн ₽;
- с каждой проданной штуки дилер имеет 1–5%;
- с 50 проданных за месяц штук при марже 5% дилер «успешного» бренда получит ~7,5 млн ₽ «выхлопа».
Это очень грубый, упрощенный расклад, вместе с тем — благоприятный: 5% китайцы дают не всем партнерам. На масс-маркете. В премиум-сегменте расклады другие. Но давайте возьмем 5. И при 5% маржи средний дилер в средний месяц получает ~7,5 млн ₽. В этой сумме — всё: ФОТ персонала, налоги, ток, вода, маркетинг… И при 7,5 млн это все, наверное, подъемно и похоже на бизнес.
Теперь другие вводные: есть такой «первый российский электромобиль» Evolute, дилеры которого в среднем ежемесячно выдают 3,5 (!) автомобиля. И тут экономика такая:
- на ~ 10,5 млн ₽ машин продали;
- ~ 0,525 млн ₽ подняли.
А «подняли» ≠ «заработали», надо еще выплатить ФОТ, налоги, коммуналку… Вопрос: как долго протянет такой дилер? И можно ли считать работу с брендом Evolute бизнесом?
Рубрика «Неминуемый крах доллара»
Выше мы разобрали показатели «успешного» бренда: с одного автосалона 600 машин в год / 50 в месяц. А что тогда «неуспешные» бренды? И как на других рынках?
Если считать российский развитым и цивилизованным, то и равняться надо на развитые, цивилизованные рынки. Почему бы не США? Как бы ни было больно. Итак, в Штатах в ушедшем году продано пятнадцать миллионов девятьсот сорок тысяч новых легковых автомобилей. Что в издевательские 10 раз больше рынка российского (1,58 млн шт.). Да, там и народу на 200 млн больше, но не в 10 же раз.
Не суть. В среднем один американский дилер за год продает 900 автомобилей, российский — 240. «Успешным», напомню, по сегодняшним меркам считается тот, который продает 600 шт/год 50 шт/месяц. То есть «в среднем» на российском рынке нет успешных брендов. Но есть среди них и совсем уж безнадежные аутсайдеры.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Кандидаты на вылет
Итак, после всех вводных мы добрались до выводов. Очень тревожно за дилеров Jetta и Livan: в ушедшем году они продали в среднем по 48 штук на брата. То есть каждый дилер выдавал где-то по 4 штуки в месяц. Это не бизнес.
Как трудно назвать предпринимательством продажи SWM и Evolute: ежемесячно они отгружают клиентам в среднем по 3,75 и 3,5 машины соответственно. Тут даже кумулятивная маржа не спасет (это когда банки/страховые приплачивают дилеру за каждую кредитную и страховую сделку + коврики по 200 000). Заработать при таких продажах можно при наличии или мощного отдела бэушных машин, или хорошего сервиса. Ну, или на темках по обналу (и раскладах таро).
И совсем безнадежно выглядят бренды Oting и Forthing: дилер каждого из них в среднем продает по 1–2 машины в месяц. И есть стойкое ощущение, что все эти бренды 2025-й не переживут, как и дилеры, за них взявшиеся.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|