Контекст
Одним из громких событий ушедшего января стало доначисление покупателям машин по параллельному импорту утильсбора на уже ввезенные авто. Человек когда-то привез автомобиль, растаможил на себя, а таможенная служба (ФТС) попросила доплатить утильсбор со ставки «для физиков» (3400 ₽) до ставки «для юриков» (например, 300 600 ₽).
ФТС, правда, быстро опровергла подобные вбросы, но осадочек остался. Плюс, в очередной раз мы получили напоминание: покупка и привоз автомобиля из-за рубежа (Китай, Корея, Япония) сопряжены со множеством рисков. Начиная от проведения оплаты за границу до проблем с корректным оформлением и уплатой продавцом/посредником таможенных сборов. Но тут на сцену выходит такой финансовый инструмент, как аккредитив, и очень упрощает многие вещи.
![]() Фото: Дальневосточное таможенное управление |
---|
Китайские авто на дальневосточной таможне |
Аккредитив
Допустим, есть покупатель (вы) и есть агент-посредник. Он ищет вам авто на маркетплейсах в КНР, берет на себя вопросы оплаты и логистики.
Вы одним платежом вносите деньги на специальный счет — аккредитив. Например, у Сбербанка, где учтено сразу все: таможенные сборы, перевозка авто до указанного места и так далее. Удобно.
Деньги на аккредитиве «заморожены» до окончания сделки — получения авто в конечной точке.
Аккредитив создан, все — дальше посредник приступает к работе:
- находит интересующую марку/модель;
- переводит деньги контрагенту в КНР;
- заказывает доставку и оплачивает таможенные сборы и формальности.
![]() Фото: Дальневосточное таможенное управление |
---|
Уссурийск, таможенное оформление ввозимого автомобиля |
Следом ваш новый автомобиль идет в РФ, проходит таможенную очистку. И только после того, как все формальности подтверждены документально (есть договор купли-продажи, товарно-транспортная накладная, акт приема-передачи авто), ваш агент получает деньги с аккредитива.
Сделка получается в формате win-win:
- у агента есть железная уверенность, что его услуги будут оплачены;
- покупатель, в свою очередь, уверен, что не потеряет деньги — если что-то пойдет не так, они вернутся к нему с аккредитива.
![]() Фото: Дальневосточное таможенное управление |
---|
Автомобили из Китая ждут своей очереди на растаможку, Уссурийск |
Первая сделка с привлечением аккредитива уже состоялась — в Уфе. По словам агента Асхата Мукминова, клиент заказал Changan Hunter — последовательный гибрид в кузове пикап. Автомобиль в нужной комплектации и по привлекательной цене нашли в Хоргосе, крупном логистическом центре на границе с Казахстаном.
Асхат Мукминов, руководитель «УфаАвтоИмпорт»:
— Сделка выглядит максимально просто: покупатель «замораживает» деньги на своем аккредитивном счете в Сбербанке, мы выкупаем автомобиль за свои деньги, потом отправляем в Россию. Человек на месте получает машину, мы вместе делаем растаможку. В данном случае на все ушло примерно 30 дней.
![]() Фото: фирмы-производителя |
---|
Changan Hunter Plus |
То есть в этом случае все получилось куда быстрее, чем «среднее по палате». Обычно весь процесс — от заказа автомобиля до его прибытия — растягивается на 2–3 месяца. Без аккредитива, как правило, покупателю приходится сразу переводить деньги агенту без уверенности, что он в принципе получит свой автомобиль. Уж не говоря про всю остальную головную боль: найти банки, не отключенные от SWIFT, найти транспортную компанию, корректно оформить все таможенные формальности… Увы, полным пакетом и «под ключ» привозом авто из-за рубежа занимаются далеко не все компании (даже если в рекламе красиво заявляют обратное). Покупка авто из-за границы в 2025-м с использованием аккредитива в этом плане снимает почти все вопросы и риски разом.
Реклама. ПАО Сбербанк, sberbank.ru, erid: F7NfYUJCUneRFym1cFZA |